Интересные занятия с детьми в детском саду (фотоотчёт). Занятия с детьми

Сегодня продвинутые родители, как и опытные воспитатели в детских садах для всестороннего развития детей используют развивающие игры и другие занятия в форме игр. Дело в том, что в процессе игры дети более непринужденно получают новую информацию. То есть нагрузка на детей меньше. На сегодняшний день методик, которые позволяют учить детей во время игры, очень много. Но какие из них наиболее действенные?

Основной целью развивающих занятий является всестороннее развитие ребенка, в первую очередь речь идет о развитии мышления, интеллекта. Для достижения максимального результата специалисты советуют использовать игры, в которых ребенок должен проявлять смекалку, учится. Так, например, для этого подойдут игры с цветными кубиками, различные виды конструкторов. Можно попробовать сочинять с ребенком сказки и рассказы.

Не стоит слишком опекать ребенка и пытаться решить задачу за него. Он должен научиться самостоятельно справляться с такими заданиями. Задачей воспитателя в данном случае является не подсказать ребенку, а всего лишь направить его.

Развивающие занятия должны быть не только в детском саду, а и за его пределами. Это будет не только помогать ребёнку быстрее развиваться, учится разностороннее мыслить, а и даст ему родительское внимание, что тоже немаловажно.


Безусловно, ребёнку нужно не только интеллектуальное, а и физическое развитие. И достаточно трудно подобрать методику, которая бы сочетала в себе и то и другое. Однако в маленьком возрасте это просто необходимо.

Для детей подойдут практически любые подвижные игры. Можно устроить бег с препятствиями или же прыжки в длину, в высоту. В общем-то, применить на практике все то, что так любят делать дети, однако первоначально необходимо позаботиться об их безопасности. В зимнее время это могут быть разнообразные игры на свежем воздухе, элементарно, можно построить снежную бабу. В летнее время можно также использовать скакалки, выходить на летние площадки. Все эти игры помогут развить детям основные группы мышц, что положительно скажется на их здоровье и развитии.

Для развития мелкой моторики рук детям подойдут игры с маленькими предметами. Отличным решением в данном случае будет занятие детским творчеством. Можно вырезать из бумаги, лепить из пластилина. И вообще делать любые поделки. Это поможет детям развиваться не только физически, а и интеллектуально. Также в летний период можно рисовать мелками, играться в песочнице. Как видим, эти игры призваны принести ребенку пользу не только для физического развития, а и для развития мышления.

Развивающие занятие в зависимости от возраста ребенка

Учеными доказано, что наиболее интенсивное развитие ребенка происходит в период от двух до трех с половиной лет. Именно в этот промежуток времени наиболее активно развивается мозг и опорно-двигательный аппарат ребенка. К трехлетнему возрасту у ребенка уже сформируется около 70% клеток мозга, и еще 20% к шести годам. Таким образом, можно сделать вывод что период пребывания ребенка в детском саду должен быть наполнен различными развивающими играми в зависимости от возрастных особенностей детей.

На сегодняшний день раннее и всесторонне развитие детей – это не просто дань моде, это необходимость. Эта необходимость исходит от далеко не простой для неподготовленных детей системы образования. То есть необходимость использования в своей практике развивающих занятий исходит в первую очередь от необходимости основательно подготовить ребенка к школе. Неподготовленным детям будет значительно сложнее адаптироваться к новым условиям и получить максимум знаний в процессе обучения.

Если же ребенок не обладает необходимыми знаниями, то это приносит очень много неудобств, как раз ему в первую очередь. Ведь в столь юном возрасте дети очень болезненно воспринимают тот факт, что они чего-то не могут или не знают. Кроме того упущенное время все равно придётся наверстывать и в любом случае это будет приносить неудобства. Ведь вместо того, чтобы гулять со сверстниками ребенок будет часами делать домашнее задание.

Безусловно, нельзя сказать, что каждый ребенок одинаково откликается на различного рода методики воспитания и развития. Одни дети усваивают информацию быстрее, а другие медленнее. Это нормально, да и если заниматься с ребенком регулярно, то он в любом случае будет развиваться правильно и без отставаний. Если же занятий не будет, то могут возникнуть проблемы.


Для чего необходимы развивающие занятия?

Развивающие занятия необходимо в раннем возрасте для того, чтобы направить развитие личности ребенка в нужном направлении. То есть научить ребенка не только познавать мир, а и правильно мыслить, делать умозаключения, логические выводы. В раннем возрасте необходимость развивающих занятий проявляется особенно остро.

Все родители стараются уделять детям как можно больше времени, однако вряд ли этого будет достаточно для того, чтобы занятия приобрели постоянный характер и начали приносить пользу. Именно поэтому очень важно, чтобы в детском саду детьми занимался профессионал, который это понимает и старается развивать детей максимально правильно. Целью профессионала является правильно применение различных методик, которые позволяют разностороннее развивать личность ребенка. Это очень важно, ведь каждый ребенок имеет определенный потенциал, склонность к занятию тем или иным видом деятельности, поэтому необходимо найти эту склонность и развивать ее.

Как правило, родители относятся к этому с пониманием и стараются помочь воспитателю в его деятельности. Они всячески стараются работать с детьми ее и дома. Важно, не допускать ошибок при работе с детьми, и работать строго по методике.

Выбор развивающей методики и интенсивность занятий

То насколько интенсивными и продолжительными должны быть такие занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Есть дети, которые нуждаются в комплексном развитии на постоянной основе. Есть дети, которые очень хорошо откликаются на новые знания и очень быстро учатся, и их необходимо лишь направить, то есть в постоянных продолжительных занятиях потребности нет.

Также педагогу важно распределить внимание правильно, ведь очень трудно давать его каждому ребенку в равных долях. Но все же необходимо постараться это сделать. Данную задачу делает проще тот факт, что в развивающих занятиях роль педагога сводится к направлению детей в правильную сторону.

Педагог должен прикладывать максимум усилий для полноценного развития детей. Предусмотренные программой занятия дают возможность воспитателю распределить время правильно и развивать детей. Конечно, не на последнем месте стоит оснащенность детского сада всем необходимым. Ведь для развивающих занятий необходимы специальные игрушки и другие принадлежности.

Работать над развитием детей можно по-разному. Все зависит от методики, которую вы используете. Так, например, можно развивать детей с помощью активных игр, игры с кубиками, а можно и с помощью кулинарии. Все зависит от фантазии и возраста детей.
Очень важно, чтобы ребенок получал умеренную нагрузку и ни в коем случае не переутомлялся. Если же переутомление все же случается, то ребенок перестает усваивать новый материал на таком же уровне, как раньше, да и вообще он теряет интерес к развивающим занятиям. Ребенок должен получать от таких занятий только удовольствие.

Влияние индивидуальных особенностей дошкольника на выбор методики

Индивидуальные особенности развития ребенка проявляются в более старшем возрасте и опытный педагог их должен заметить. И поскольку достаточно трудно развивать каждого ребенка отдельно в определённом направлении, то здесь было бы неплохо привлечь родителей. Они могут стимулировать именно тот род деятельности, к которому ребенок больше всего расположен.
При выборе методики для работы с детьми обязательно следует учитывать возрастные особенности детей. Ведь если педагог выбреет методику, которая не соответствует возрасту ребенка то ждать положительного результата уже не стоит. Также при работе с детьми стоит учитывать их личностные особенности.

Также педагог должен оценить уровень подготовки ребенка, это тоже позволяет максимально правильно подобрать методику развития.

Педагог обязательно должен общаться с родителями детей. Ведь понять сразу, что ребенок переутомлен, или же проверить насколько хорошо он усвоил тот или иной материал может и не получится. Родители же очень хорошо знают своих детей, и в случае, если произойдут какие-то изменения, они тут же могут об этом сообщить. Педагогу необходимо знать как о положительных, так и об отрицательных моментах, которые замечают родители дошкольников. Все это помогает еще раз убедиться в правильности и работоспособности той или иной методики развития.

Какими должны быть разевающие занятия в детском саду?

Развивающие занятия не должны быть слишком долгими или же навязчивыми. Ребенок должен заниматься в непринужденной обстановке.

Специфика занятий выбирается исходя из особенностей детей, или же из необходимости преподнести им тот или иной материал.

Однозначно как родители, так и воспитатель в детском саду должны использовать в своей работе с детьми следующие методы работы:
чтение книг;
разучивание стихотворений;
рисование, лепка;
работа с пазлами, мозаиками;
развивающие походы в музей;
беседы с детьми;
настольные игры.

Дополнительные секции для дошкольников

Подходить к вопросу выбора волнительных секций, которые будет посещать ребенок дошкольного возраста необходимо с умом. Не стоит переусердствовать и делать так, чтобы у ребенка не было свободного времени вообще. Здесь больше нужно ориентироваться на желание ребёнка, его таланты. Также необходимо проконсультироваться с опытным педагогом, чтобы точно знать какие секции стоит посещать, а какие лучше не нужно.
Родителям ни в коем случае не следует заниматься самодеятельностью. В стремлении вырастить ребенка-гения родители очень часто пренебрегают советами опытных специалистов и отдают ребенка на всевозможные кружки и секции. Однако чуда не происходит. Более того ребенок с раннего возраста теряет интерес к учёбе, ведь он постоянно перетомлён. Лучше спросить совет у воспитателя, который курирует группу ребенка в детском саду, если он – человек опытный, то вы обязательно найдете ответ на свой вопрос.

Цель : вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи : -учить детей различать витаминосодержащие продукты; -объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека; -помочь детям понять, что здоровье зависит...

Открытое занятие «Летит вперёд железная дорога нам открывая мира красоту» «Летит вперёд железная дорога,нам открывая мира красоту » . Цель : пополнять и закреплять знания детей о железной дороге. Образовательные задачи : -обобщить знания детей о железной дороге, её значении; -закрепить представление о железнодорожном транспорте; -продолжать учить...

Открытые занятия. Конспекты - Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в...» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе: «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Воспитатель: Кварацхелия Ш.Р. Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие,...


Конспект открытого занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в средней группе по теме «Сюрпризы Зимушки-Зимы» на районном методическом объединении для воспитателей дошкольного образования. Слайд 1 Цель: развитие навыков монологической и...


Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Число и цифра 7» Цель: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; Учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; Закрепить...

Открытое занятие по математике «Удивительная страна Математика» Ход занятия Организационный момент. Воспитатель: - Давайте поздороваемся с гостями. Психогимнастика: «Дружные ребята» Собрались все дети в круг, Я твой друг, ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг-другу улыбнемся. -Ребята я улыбнусь вам, а вы улыбайтесь друг-другу и мне,...

Открытые занятия. Конспекты - Конспект открытого занятия для дошкольников с ОВЗ «Игра - драматизация сказки «Репка»


Цель: Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ с использованием театрализованной деятельности. Задачи: 1. Образовательные 1. Продолжать знакомить с русским народным творчеством - сказкой, учить детей драматизации. 2. Учить играть роль персонажа сказки с...

Цель: Продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования - рисование пластилином (пластилинография. Задачи: Обучающие: Формировать знания, умения и навыки работы с пластилином; Обучать приемам работы с пластилином (скатывания, надавливания, размазывания,...


План-конспект открытого занятия МАОУ ДО ДТ «Родничок» Педагог дополнительного образования Коваль О. В. г. Приморско-Ахтарск 2019г. Учащиеся объединения «Нотки» и «Вокализ». Тема: «Музыка Рождества». Тип занятия: открытое занятие «Музыкальная гостиная». Цель: Приобщить учащихся...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 84 «Благодать» Конспект открытого занятия в средней группе №2 «Солнышко» «Что мы Родиной зовём?» Воспитатель: Байгазина А.А, соответствие занимаемой должности Новосибирск, 2018г....

Конспекты открытых занятий

Этот раздел содержит конспекты, целью которых является знакомство родителей и коллег с формой проведения занятий в ДОУ. Это привычная практика для многих детских садиков, в которых родители принимают активное участие в воспитании и развитии детей. Именно такие мероприятия дают возможность мама и папам намного ближе познакомиться с методами и принципами обучения их малышей.

Занятия можно проводить по любому направлению. Главным условием, как обычно, является заинтересованность детей, а предложенные в разделе готовые конспекты помогут воспитателям составить свой индивидуальный план-конспект. В разделе есть тематические занятия, посвященные праздникам, таким как: Пасха, 8 марта, День урожая. Есть интересные мероприятие для деток, изучающих английский язык. Малыши не только закрепят полученные знания, но и весело проведут время с увлекательным дидактическим материалом, а родители с удовольствием понаблюдают за развитием своих малышей. Кроме того, очень интересными будут для работников детских дошкольных учреждений конспекты открытых занятий по развитию речи, математике, лепке, рисованию... Ведь всем этим направлениям уделяется довольно много внимания, и родителям, наверняка, будет интересно посмотреть на своих заинтересованных и играющих малышей.

Подготовка открытого занятия в детском саду

Открытое занятие в ДОУ - это специально подготовленная форма организации образовательного процесса, на которой педагог демонстрирует коллегам и родителям воспитанников своё профессиональное мастерство и успехи своих подопечных. В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим.

Определение цели открытого занятия

Точная формулировка цели - то, с чего нужно начать подготовку открытого урока. Цель открытого занятия - ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.

При постановке задач используется принцип «здесь и теперь». Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.

Для детей открытое занятие ничем не отличается от обычного, за исключением присутствия посторонних наблюдателей

Первый шаг - формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:

  • объективно проанализировать занятие;
  • прорефлексировать, подвести итоги работы воспитателя;
  • оценить правильность использования тех или иных методов и приёмов организации занятия и т. д.

Примеры методических целей:

  • Методика использования ИКТ в решении практических задач.
  • Методика организации самостоятельной работы воспитанников.
  • Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т. д.

В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении.

Второй шаг - определение триединой цели урока. Её компоненты:

  • обучение;
  • развитие;
  • воспитание.

Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока.

Формулирование целей и задач на трёх уровнях

Первый уровень формулирования целей и задач - общий. Примерно он выглядит следующим образом:

  • Дать представление о X.
  • Познакомить с Y и т. д.

Второй уровень - непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:

  • Изучить Z.
  • Повторить X.
  • Обобщить знания о Y и т. д.

Наконец, третий уровень - практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:

  • Формирование у детей навыка Х.
  • Способствование отработки умения Y.
  • Систематизация знаний и умений по теме Z.
  • Побуждение к самостоятельному оттачиванию навыка Х и т. д.

X, Y, Z - условные обозначения возможных тем, материала, навыков, умений и т. д.

Формулирование целей и задач открытого занятия - первый шаг на пути подготовки мероприятия

Приёмы

Во время открытого занятия обязательно используются методические приёмы. Их задача - актуализировать изучаемый или закрепляемый материал, вызвать интерес у детей к образовательному процессу, сделать его более увлекательным. К основным методическим приёмам относятся:

  • Чёткая организация урока, деление его на структурные компоненты. Этот приём больше подходит для проведения открытых занятий в старших группах детских садов.
  • Создание интриги в начале занятия. Это поможет вызвать заинтересованность даже у самых маленьких воспитанников.
  • Учёт личностных качеств, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  • Создание располагающей обстановки путём доброжелательной интонации, мимики и других средств.
  • Повышение мотивации воспитанников к образовательному процессу и т. д.

Умело орудуя всеми этими приёмами, педагог сможет сделать урок не только максимально полезным, но и интересным.

Типы открытых занятий

Открытые занятия могут проводиться в рамках различных предметных областей (развитие речи, математика, окружающий мир, хореография и т. д.), а могут сочетать и несколько направленностей в интегрированной форме мероприятия.

Такая предметная область открытых занятий, как развитие речи, является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ

Открытое занятие может быть направлено на:

  • Изучение нового материала. Предполагает собой объяснение педагогом информации и её дальнейшее закрепление (практическое или теоретическое). Цель - изучение и закрепление первичных знаний. Для её достижения могут использоваться различные виды активностей: лекции, экскурсии, лабораторные работы или практические работы и т. д.
  • Закрепление знаний. В отличие от предыдущего пункта, этот тип занятия предполагает развитие умений по применению на практике уже изученных на теоретическом уровне знаний. Иными словами, ребёнок учится использовать учебный материал в реальной жизни, извлекать из него пользу.
  • Обобщение теории. Заключается в систематизации отдельных знаний. Направлено на развитие долговременной памяти у ребёнка.
  • Комбинированное занятие. Этот тип считается наиболее эффективным, так как включает в себя все описанные выше. Комбинированное занятие даёт возможность для изучения материала на теоретическом и практическом уровне, его закрепления и обобщения.

Виды деятельности дошкольников

Деятельность воспитанников может быть:

  • Самостоятельной. Дети выполняют порученные воспитателем задания самостоятельно.
  • Организованной образовательной. Дети работают совместно с воспитателем: изучают новый материал или закрепляют и систематизируют уже изученный.
  • Образовательной в режимных моментах. Воспитатель искусственно моделирует режимный момент, который подталкивает детей к решению актуальных вопросов, закреплению материала и т. д.

Согласно Федеральным государственным требованиям, выделяют следующие виды деятельности детей в процессе открытого занятия:

  • Игровая. Большая часть образовательного процесса дошкольников основана именно на этом виде деятельности. Особой популярностью пользуются ролевые игры, которые способствуют формированию личности ребёнка, развитию повседневных навыков и умений и т. д.
  • Познавательно-исследовательская. Направлена на изучение и познание окружающего мира, различных процессов и явлений.
  • Коммуникативная. Такая деятельность направлена на развитие речевого аппарата детей младшего возраста, создание представлений о том, как нужно общаться с ровесниками и старшими, формирование личности ребёнка.
  • Трудовая. Самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и многие другие качества - всё это можно развить в ребёнке в процессе трудовой деятельности.
  • Продуктивная. Лепка, рисование, строительство и другие формы этого вида деятельности способствуют умственному развитию ребёнка.
  • Чтение и т. д.

В дошкольном возрасте ребёнок стремится получить знания об окружающем мире и самом себе именно в процессе игры

В муниципальных ДОУ в группах может быть от 15 до 25 детей. У каждого ребёнка свои особенности, личностные качества, задатки, скорость обучения и т. д. Многие воспитатели и родители задаются вопросом: можно ли индивидуализировать виды деятельности в течение открытого урока? Точного ответа на этот вопрос нет. Педагог вправе самостоятельно определять ход занятия. Среди методических приёмов есть учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, но зачастую воспитатель даёт одинаковые задания средней сложности, с которыми могут справиться все дети в группе.

Требования

К открытым занятиям в детском саду предъявляются следующие требования:

  • Актуальность темы. Тематика занятия должна быть близка детям и их родителям, решать актуальные проблемы. Одной из таких на сегодняшний день является проблема чрезмерного использования детьми различных гаджетов. Многие воспитатели при составлении открытых уроков делают упор именно на это: включают в цели занятия демонстрацию различных вариантов проведения досуга детей без использования телефонов и планшетов, рассказывают о пагубном влиянии гаджетов на здоровье ребёнка (в том числе и психологическое).
  • Новизна темы. Она должна представлять интерес для самого дошкольного учреждения, родителей и начинающих педагогов. Чем креативнее будет педагог при подборе темы, тем лучше (конечно, в рамках разумного).
  • Отсутствие репетиций перед проведением занятия. Само мероприятие должно быть непринуждённым, свободным. При достаточной подготовке плана урока воспитателем репетиция не понадобится.
  • Соответствие внешнего вида воспитателя установленным нормам этики и эстетики. Деловой стиль, отсутствие броского макияжа или яркого маникюра с длинными ногтями, красиво уложенная причёска - всё это относится к требованиям внешнего вида воспитателя.
  • Отсутствие противоречий образовательной программе ДОУ, СанПиНам и другим нормативным актам. Следует заранее проверить температуру в помещении (не менее 18°C, но не более 26°C), наличие холодной и горячей воды в группе, размеры игровой комнаты (не менее 2–2,5 кв. м на ребёнка), чистоту и другие требования (подробнее обо всех требованиях к детским дошкольным учреждениям по СанПиНу можно узнать по ссылке).
  • Исключение возможности проведения сразу нескольких открытых занятий в одной группе за 1 день. Это ведёт не только к физической, но и психологической перегрузке воспитанников.

Этапы подготовки открытого занятия

Практически каждый воспитатель знает, что подготовка открытого занятия - трудоёмкий и довольно продолжительный процесс. Лучше разделить его на несколько последовательных шагов:

  1. Определение темы. Она должна соответствовать учебному плану и определять все последующие шаги. Воспитатель должен составить список опорных понятий, терминов, которые включает в себя тема. К примеру, для открытого занятия по обществознанию в первой и второй младшей группе «Я мальчик, я девочка» (описано в картотеке тем далее) опорными понятиями являются сарафан, платье, штаны, рубашка и др. Именно эти слова дети должны выучить в процессе занятия. На основе списка опорных понятий подбираются дидактические материалы (игры, загадки, сказки), выстраивается ход урока.
  2. Формулирование целей и задач. Воспитатель на этом этапе отвечает на вопросы «Зачем нужно это занятие?», «Каких результатов оно поможет достичь?», «Какую практическую пользу оно несёт?» и т. д. К примеру, занятия по окружающему миру должны передавать знания об объектах действительности (познавательный аспект), развивать речевой аппарат и мелкую моторику (развивающий аспект) и воспитывать бережное отношение к природе и животным, уважение к людям (воспитывающий аспект).
  3. Подготовка учебного материала. Тема, цели и задачи уже определены, теперь нужно наложить на них методический материал: задания, дидактические игры, возможные проблемные ситуации. Этот шаг «начиняет» урок, наполняет его содержанием. Искать игры, загадки, сказки можно в специальных пособиях или в интернете. Воспитателям можно посоветовать этот сайт, где представлены дидактические материалы на самые разные темы.
  4. Продумывание особенности занятия. Детей нужно замотивировать, вызвать у них восторг, побудить к образовательной деятельности: это могут быть интересные факты, проблемные ситуации, неожиданные открытия и т. д. Мотивирующие элементы должны быть обязательно связаны с основной темой занятия (для урока «Мой весёлый мяч» - история создания мяча, для «Дня Колумба» - интересные факты из жизни путешественника и т. д.).
  5. Планирование хода занятия. Как будет проходить урок - в форме игры, экскурсии, изучения нового материала? Как будут заниматься дети - по группам или индивидуально? Как контролировать деятельность воспитанников в процессе занятия? На все эти вопросы педагог отвечает на этом этапе.
  6. Подготовка необходимого оборудования. Воспитатель подготавливает методические материалы, проверяет функционирование приборов и т. д.

Важно заранее подготовить все необходимые материалы для занятия

Важно: после подготовки и проведения открытого занятия обязательно следует его анализ. Воспитатель определяет результаты работы собственной и детей, определяет перспективы на дальнейшие подобные занятия, рефлексирует.

  • Обязательно продумайте ожидаемую модель поведения детей в различных ситуациях, это позволит избежать форс-мажоров. Например, на вопросы и загадки дети могут ответить не сразу, поэтому заранее подготовьте наводящие вопросы, которые приведут воспитанников к правильному ответу. При групповом виде деятельности нередки ссоры и разногласия, воспитатель должен помочь разрешить конфликт для сохранения хода занятия.
  • Продумайте план организации пространства учебной комнаты. Посетители и дети должны располагаться таким образом, чтобы первые не отвлекали вторых.
  • Заранее сообщите детям и их родителям о предстоящем открытом уроке.
  • Предварительно ознакомьте коллег-воспитателей с планом занятия, они могут посоветовать внести какие-либо коррективы.

Даже воспитатели с многолетним опытом работы допускают досадные ошибки при подготовке и проведении подобных занятий. К самым распространённым недочётам относятся следующие:

  • Воспитатель переписывает примерный план занятия из методического пособия, не прорабатывая его, не подстраивая под конкретную группу детей.
  • В плане занятия уделяется мало внимания организационным моментам.
  • Воспитатель указывает в тексте обращение к детям по именам.
  • Нарушение баланса между разными видами деятельности детей.
  • Однообразный план занятия, недостаточное количество игр, заданий и других структурных элементов.
  • Отсутствие рефлексии в конце занятия и т. д.

Задания на занятии должны быть разнообразными по видам деятельности дошкольников

Чтобы избежать этих ошибок, необходимо опираться не только на теорию (дидактические материалы, пособия и т. д.), но и на практику предыдущих лет, т. е. опыт других воспитателей.

Картотека тем открытых занятий в ДОУ

Развитие речи

Занятия по развитию речи направлены на изучение родного языка, совершенствование умения рассказывать о своих эмоциях, чувствах, об окружающем мире в вербальной (словесной) форме. В первой младшей группе дети только знакомятся художественной литературой, учатся выражать свои мысли в кратких предложениях, во второй младшей группе целью занятий по развитию речи является систематизация и закрепление знаний. В первой и второй младших группах могут использоваться следующие темы открытых занятий:

  • «Раз - словечко, два - словечко». Эта тема актуальна для второй младшей группы. Она направлена на расширение словарного запаса, развитие речи, побуждение к общению со сверстниками и взрослыми, воспитание желания чаще слушать сказки у детей 3–4 лет. В процессе открытого занятия дети закрепляют свои знания о согласных звуках, учатся воспринимать стихотворения, развивают поэтический вкус.
  • «Прогулка в лес». Это игровое занятие, которое может быть адаптировано как под воспитанников первой, так и второй младшей группы. Для детей от 1,5 до 3 лет воспитатель подготавливает материал по изучению жилищ животных (игры «Где живёт», «Назови детёныша»), цветов (игры «Соберём цветы в корзинки», «Сложи по цвету»). Для второй младшей группы задания и дидактические материалы необходимо несколько усложнить (к примеру, воспитатель может предложить детям распределить холодные и тёплые цвета по корзинкам), чтобы закрепить изученные знания. Все дидактические игры должны соответствовать теме леса.
  • «Сундучок сказок». Этот урок ориентирован на детей 1,5–3 лет. Воспитатель учит правильно произносить гласные звуки, читает сказки «Репка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди». Часто при прослушивании сказок используются игры малой подвижности (к примеру, дети изображают зайчика, который спрятался за деревом). Для повышения мотивации воспитанников могут использоваться и записи сказок со звуками леса, интересным озвучиванием героев и т. д.
  • «Кто в гости пришёл?». Занятие ориентировано на первую младшую группу и направлено на развитие речевого аппарата, изучение приёма звукоподражания, развитие воображения. Воспитатель показывает детям, какие звуки произносят те или иные животные. В процессе урока могут использоваться игрушки животных, аудиозаписи.
  • «Кукла Маша». Это занятие направлено на закрепление у детей второй младшей группы знаний, которые могут быть получены в процессе занятия «Кто в гости пришёл?». Главным «материалом» является кукла Маша. Она приходит в гости к детям и предлагает им разгадать загадки про животных, поиграть в игры («Назови животного», «Кто как кричит?»). Урок направлен на закрепление знаний о животных, развитие коммуникативных способностей, речевого аппарата и приёма подражания.
  • «Наши друзья - игрушки». Главными целями этого занятия являются развитие у детей бережного отношения к игрушкам, словарного запаса, введение в употребление ласковых слов (мягкий, пушистый, красивый, добрый и т. д.). В процессе занятия воспитатель может прочитать рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик». Проводятся дидактические игры: «Опиши игрушку», «Назови ласково», «Заводные игрушки».

В средней группе актуальны следующие темы, поскольку они направлены на расширение словарного запаса и кругозора, развитие коммуникативных качеств, изучение новых литературных произведений:

  • «Моя семья». В процессе этого занятия воспитатель передаёт детям знания о том, какую роль играют члены семьи (мама, папа, дети, бабушка и дедушка и т. д.), какие обязанности они должны выполнять, как необходимо относиться друг к другу в кругу семьи и т. д. Помогают в этом дидактические игры «Кто как трудится?», «Давайте справедливо разделим обязанности» и т. д. Предварительно воспитатель может попросить детей и их родителей принести на открытый урок семейные фотографии, совместно понаблюдать за обязанностями членов каждой семьи.
  • «Лиса и журавль». Занятие построено на изучении одноимённой сказки. Сначала дети слушают рассказ воспитателя, пытаются понять мысль и пересказать его. Используется метод сказкотерапии. В процессе урока воспитатель поощряет пересказ сказки, выражение детьми собственных мыслей, мнений.
  • «Литературная викторина». Такой вид занятий вызывает, как правило, повышенный интерес у детей. Тема направлена на формирование интереса к литературным произведениям, развитие смекалки и логики, расширение словарного запаса, закрепление содержания ранее изученных сказок, рассказов, пословиц и поговорок. В процессе занятия воспитатель может задавать детям наводящие на размышление вопросы (к примеру, «Чем отличается сказка от рассказа?»), предлагать отгадать сказку по описанию краткого содержания и т. д.
  • «В гостях у сказки». Как и предыдущая тема, эта направлена преимущественно на воспитание у детей интереса к изучению русской литературы, закрепление знаний о видах художественных произведений, различиях между ними.

Старшим дошкольникам на занятии можно давать задания для выполнения в рабочих тетрадях

В старшей и подготовительной группах дети уже учатся самостоятельно читать по слогам, говорить довольно длинными сложными предложениями, чётко и ясно выражать свою мысль. Для воспитанников 5–7 лет подойдут такие темы, как:

  • «Проделки Буквоежки». Задачи этого занятия - закрепление понятий «звук» и «буква», закрепление умения разделять слова на слоги, совершенствование логики, воспитание интереса к изучению (в том числе и самостоятельному) грамоты. В состав занятия входят загадки про буквы, дидактические игры, направленные на закрепление правильного произношения звуков. Активное участие в мероприятии может принимать логопед.
  • «Мир сказок и приключений». Изучение сказок в детском саду продолжается с младшей до подготовительной группы. В процессе этого урока дети вспоминают уже им известные сказки, учатся слаженно работать в команде, совершенствуют свои изобразительные навыки. Ребята делятся на группы. Каждой из них даётся «серединка» цветка и её лепестки. Дети отвечают на вопросы о сказках, за каждый правильный ответ воспитанники приклеивают к центру цветка лепестки.
  • «Буква и звук Р». С произношением этой буквы у многих детей возникают проблемы, которые желательно решить ещё в детском саду, до школы. Активную роль в этом должен принимать не только логопед, но и воспитатель. Урок состоит из следующих частей: знакомство с буквой и звуком Р, артикуляционная гимнастика, чтение слов с буквой Р и т. д.
  • «Какие бывают книги». Воспитатель в процессе этого занятия расширяет представления детей о книгах. Он рассказывает о том, какими бывают книги (для малышей, школьников, взрослых и т. д.), для чего они нужны. Дети должны понять, что книги не только развлекают нас, но и несут в себе какую-то идею, обучают морали. Могут использоваться загадки, вопросы на смекалку.
  • «Очень важные слова». Цель - закрепление умения использовать словесную вежливость, изучение вежливых слов и выражений. В процессе занятия могут использоваться следующие литературные произведения: С. Капутикян «Слушай хорошенько», «Аист и Соловей» (узбекская сказка), стихотворение «Индюк» и др.

Математика

Основная цель в детском саду - развитие математических навыков и логического мышления. В младших группах дети только знакомятся с этой наукой. Для них подойдут следующие открытые занятия:

  • «Башня с часами». Во второй младшей группе дети знакомятся с множеством математических понятий: ширина, высота, величина фигур, их названия, счёт и т. д. В процессе урока дошкольники вместе с воспитателем строят для города башню. Сначала они подготавливают строителей, наряжая их в форму разных размеров, потом они выбирают кисти для покраски (сортировка на большие и маленькие, толстые и тонкие) и, наконец, строят башню из подходящих геометрических фигур.
  • «Путешествие хлебушка». Это занятие имеет большой спектр задач: развитие умений сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, форме, ширине, высоте и др.), восстанавливать последовательность событий, совершенствование мелкой моторики и т. д. Дети помогают вырастить и изготовить хлеб (определяют последовательность событий: колосья, зерно, мука, хлеб), доставить его до магазина, назвать различные виды хлебобулочных изделий, распределить их по нескольким признакам.
  • «Котёнок и Щенок изучают цифру *номер цифры*». Подходит для первой младшей группы. Дети изучают одну цифру в течение всего занятия. Для повышения мотивации используются игрушки животных: Котёнок и Щенок. Они помогают детям распознавать изучаемую цифру среди остальных, показывают, как её надо называть и т. д.
  • «Чудесное дерево». Занятие формирует у детей 3–4 лет представления о геометрических фигурах, навык их различать на ощупь, знание о цветах. На бумажном дереве размещены фрукты и овощи разных цветов и размеров. Воспитатель может предложить рассортировать плоды по разным признакам, посчитать их количество, определить форму, закрыв глаза.

В средней группе уже формируются элементарные математические представления, навыки устного и письменного счёта. Будут актуальны такие темы:

  • «Трое из Простоквашино». В средней группе развиваются не только знания о фигурах и цветах, но и о последовательности частей суток. Для этого используются дидактические игры «Новый дом» и «Посылка из Простоквашино».
  • «Математическая страна». Дети в процессе занятия составляют дома для математической страны из геометрических фигур. Развивается новое умение определять положение предмета в пространстве.
  • «По грибы». В процессе этого занятия активно используется пластилин, что развивает не только математические навыки, но и мелкую моторику.

Любое занятие в детском саду включает физкультминутки или подвижные игры

Воспитанники старшей и подготовительной групп учатся решать простые алгебраические и геометрические задачи, совершенствуют навыки устного счёта одно- и двузначных цифр. В этом возрасте проводятся открытые занятия по темам:

  • «Карта сокровищ». В процессе этого открытого урока используются отдельные элементы «Архимедовой игры» (составление из геометрических фигур различных объектов).
  • «Занимательный КВН». Дети в процессе занятия знакомятся с игрой КВН. Они делятся на 2 команды и выполняют различные задания (игры «Угадай числа», «Счётные палочки», конкурс капитанов команд).
  • «По следам Колобка». Урок основан на сказке «Колобок». Цели - закрепление навыков счёта до 10, систематизация знаний о геометрических фигурах, развитие логического мышления. Дети в ходе занятия встречают героев сказки, помогают выполнить им математические задания, чтобы найти Колобка.
  • «Зайчонок и Мишутка». В процессе этого открытого урока дети повторяют цифры до 10, вспоминают части суток, названия геометрических фигур, закрепляют умение делить квадрат на 4 части разными способами и т. д. Используются игрушки зайца и медведя. Воспитанники отвечают на их вопросы, играют в игры (к примеру, «Какой сегодня день?», «Сосчитай до 10», «Назови части суток» и т. д.).

Окружающий мир

Занятия по окружающему миру являются важнейшей частью образовательного процесса. Дети познают повседневные предметы и явления, получают информацию о среде, в которой они живут, и учатся применять её на практике. Для младших дошкольников знакомство с действительностью только начинается, поэтому будут актуальны следующие темы:

  • «Я мальчик, я девочка». Это занятие подойдёт как для первой, так и для второй младшей группы. Цель воспитателя - научить детей различать пол, называть свои имя, фамилию и отчество, привить воспитанникам культуру поведения с окружающими людьми, доброе отношение друг к другу. В процессе урока активно используются названия предметов одежды (сарафан, платье, штаны, рубашка и т. д.). Воспитатель может использовать куклы (Ваня и Катя) для взаимодействия с ребятами.
  • «Герои народных сказок». Занятие для второй младшей группы, направленное на закрепление названий домашних и диких животных, развитие умения узнавать героев изученных сказок и эмоционально воспринимать художественную литературу. В процессе занятия воспитатель может использовать загадки на знание героев сказок и рассказов, попросить деток охарактеризовать их по какому-либо признаку (к примеру, лиса - хитрая, мама семерых козлят - добрая и т. д.).
  • «Ловись, рыбка!». Игровое занятие, направленное на познание окружающего мира. Дети знакомятся со свойствами плавающих игрушек, учатся ловить их сачком. Для урока понадобится тазик или небольшой бассейн, каждый ребёнок получает сачок для ловли рыб.
  • «Отправляемся в гости». Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к какому-либо сказочному герою на общественном транспорте. Вводятся или закрепляются (в зависимости от того, какая группа - первая или вторая) виды транспорта, правила поведения в нём. Могут использоваться загадки на виды транспорта, динамичные игры, к примеру, «Мы едем, едем, едем» и т. д.
  • «Знакомство с матрёшкой». Главная цель этого урока указана в названии. Дети учатся собирать и описывать матрёшку, разучивают хороводную игру «Мы матрёшки», рассматривают иллюстрации с предметами одежды.

От настроя педагога и эмоционального состояния детей зависит успех открытого занятия

В средней группе интерес детей познавать окружающий мир в процессе игры довольно высок. Для дошкольников 4–5 лет подойдут такие темы, как:

  • «Мой весёлый мяч». В процессе этого занятия воспитанники должны познакомиться с историей появления мяча, его свойствами, видами. Возможна спортивная форма проведения. В процессе могут использоваться беседы («История появления мяча», «Виды мячей» (желательно с демонстрацией), интересные факты и истории, дидактические игры («Найди 2 одинаковых мяча», «Мяч передавай, что узнал - называй» (дети передают друг другу мяч под музыку; тот ребёнок, на ком она остановилась, рассказывает о новых знаниях про мяч, полученных на уроке), «Найди мяч для футбола» и т. д.).
  • «Мой дом - моя крепость». Дети в игровой форме знакомятся с понятием неприкосновенности права на жильё, с правилами гигиены. Вводятся новые слова: жильё, жилище, порядок, беспорядок и др. В качестве дидактического материала могут использоваться дидактические игры «Распредели обязанности», «Назови свой адрес», «Кто здесь живёт?», сказка «Три поросёнка». В процессе занятия дети могут рассказать о своей комнате, игрушках, домашних животных.
  • «Принцессы и принцы». Воспитанники в процессе урока получают знания о важных качествах мужественности и женственности, ролях женщины и мужчины в семье и в обществе, культуре отношений и т. д. Могут использоваться такие методы и приёмы, как проблемные гендерные ситуации (к примеру, злая колдунья напустила на город «ветер забвенья», и все мальчики и девочки забыли, кто они и какие гендерные обязанности выполняют), «гендерная мозаика» (распределение обязанностей девочек и мальчиков в мозаике), этическая беседа о правильном отношении друг к другу и т. д.
  • «День Колумба». На этом открытом занятии воспитатель рассказывает о такой персоне, как Христофор Колумб, его путешествиях и открытиях. Можно предложить ребятам отправиться вместе с Колумбом в кругосветное путешествие, отгадать загадки, рассказать о странах и континентах.
  • «Про картошку». Этот урок является познавательно-спортивным, он приурочен ко Дню картошки. Дети углубляют свои знания об этой овощной культуре, развивают двигательные умения и навыки и т. д.

В старшей и подготовительной группах часто используются темы:

  • «Виды транспорта». Дети закрепляют свои знания о видах транспорта, изучают профессию водителя и его обязанности, учат основные правила дорожного движения для пешехода. В процессе занятия могут использоваться такие виды деятельности, как рассматривание сюжетных картинок, раскрашивание транспортных средств, беседы по ПДД и др.
  • «Ателье». Цели: знакомство с профессией швеи и модельера, повторение видов тканей, их характеристик. Воспитатель может использовать тематические загадки (про игру, напёрсток, ножницы, утюг и другие предметы, которые используются в ателье), пословицы и поговорки о труде, игру «Одень куклу» и т. д.
  • «Путешествие в космос». Дошкольники знакомятся с понятием Солнечная система, изучают названия планет, различные созвездия.

Проведение открытого занятия в детском саду

Открытый урок - заранее подготовленное занятие. Воспитатель поминутно расписывает план проведения мероприятия, оформляет специальную документацию.

Мотивирующее начало занятия

Начало занятия занимает не более 5 минут, что составляет меньшую его часть. Но именно от экспозиции открытого урока зависит его дальнейший ход, вовлечённость детей в процесс. К основным приёмам, которые можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия, относятся:


Ведущая деятельность дошкольников - игровая, дети стремятся получать знания и умения именно в процессе игры.

Временной план занятия

Временной план занятия, согласно требованиям ФГОС, состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть (2–3 минуты). Включает в себя мотивирующее начало, озвучивание целей и задач занятия.
  2. Основная часть (5–20 минут). Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми или создание педагогом условий для самостоятельной работы воспитанников.
  3. Заключительная часть (не более 5 минут). Подведение итогов, рефлексия, оценка проделанной работы.

Таблица: временной план открытого занятия в разных возрастных группах

Возраст ребёнка Длительность занятий Тип занятий Максимальное количество занятий в день
От 1,5 до 2 лет 8–10 минут Игровые занятия по подгруппам или индивидуальные 2
От 2 до 3 лет 10–15 минут 2
От 3 до 5 лет 15–20 минут Групповые занятия с различными видами деятельности 2
От 5 до 7 лет 25–35 минут Групповые занятия с различными видами деятельности 3

Примеры конспектов открытых занятий

Приведём полезные примеры конспектов открытых занятий, на которые педагог может ориентироваться в качестве образцов при подготовке мероприятия:

  • Интегрированное занятие для детей от 1,5 до 3 лет «В гостях у бабушки. Домашние животные» (Мишунина В.). Имеется разделение задач на несколько направлений (образовательные, развивающие, речевые, воспитательные). Используется разнообразный демонстрационный материал, представлены различные виды деятельности (дидактические и имитационные игры, дыыхательная гимнастика, физкультурная минутка и др.).
  • Интегрированное занятие в первой младшей группе «Клоун и его друзья» (Храмова А. А.). Комплексное занятие, которое включает в себя несколько направлений: социализация (общение в коллективе, становление ребёнка как личности), музыка и чтение художественной литературы. Способствует всестороннему развитию воспитанников.
  • Занятие по математике для детей второй младшей группы «Высоко - низко, один - много» (Матюгина Е. В.). Воспитатель подталкивает детей к вербальному общению, взаимодействию, постоянно обращаясь к ним во время занятия, задавая им наводящие вопросы на закрепление материала.
  • Открытое занятие в средней группе «Космическое путешествие» (Волохова Ю.). Ребята отправляются в космос и знакомятся с новыми понятиями (скафандр, планета, телескоп, астроном и др.), затем свои впечатления отражают в рисунках.
  • Литературная викторина для средней и старшей группы (Назарьева Н. А.). Удачное использование соревновательного приёма для закрепления ранее изученного материала. Развитие смекалки, логики воспитанников.

Открытое занятие всегда волнительно как для педагога, так и для воспитанников

Протокол обсуждения открытого занятия в детском саду

В протоколе обсуждения открытого занятия в ДОУ обязательно указывается следующая информация:

  1. Дата проведения.
  2. Группа.
  3. Область и тема занятия.
  4. Цели и ожидаемые результаты.
  5. Форма проведения.
  6. Ход обсуждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

КОНСПЕКТ

РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Воспитатель:

Макарова Татьяна Петровна

Энгельс

Конспект развивающего занятия в детском саду для детей 3 - 4 лет

Воспитатель: Макарова Т. П. МДОУ № 68 г. Энгельс

Форма мероприятия: развивающее занятие.

Целевая аудитория: дети 3-4 лет.

Цели мероприятия:

  • развивать понятие цвет и форма предметов,
  • учиться группировать предметы одного цвета,
  • развивать внимание и мелкую моторику.

Для проведения этого развивающего занятия необходимо подготовить следующие материалы:

  • фигурки животных – зебра, слон, бегемот, носорог, обезьяна и любые другие африканские обитатели;
  • маркеры, листы белой и цветной бумаги формата А4;
  • геометрические фигуры разных цветов по 10 штук – красные треугольники, зеленые прямоугольники, оранжевые овалы, желтые кружки, синие квадраты, фиолетовые звездочки, голубые ромбы;
  • нарисованная на формате А1 радуга;
  • восковые фрукты в мешочке (банан, апельсин, лимон, груша, яблоко, слива);
  • тарелочки разных цветов;
  • мячи, кубики, воздушные шары основных цветов – зеленый, синий, красный, желтый, можно еще добавить оранжевый.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, в далекой Африке случилось наводнение, срочно нужно отвезти пострадавшим животным фрукты и игрушки. Давайте поможем маленьким зверятам, попавшим в беду, - накормим их и поиграем с ними. Но для того чтобы попасть в Африку, нам нужно пройти много испытаний. Вы готовы?

Для начала соберем с собой самое необходимое – фрукты.

Игра «Волшебный мешочек».

Дети по очереди опускают руки в мешочек с фруктами и, не подглядывая, называют их. Затем все фрукты достают из мешочка, по очереди проговаривают их названия, цвет и форму.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Идем дальше, но что это, дождик начинается.

(Воспитатель достает приготовленные геометрические фигуры и рассыпает их, имитируя дождик.)

Воспитатель: Дети, а что обычно бывает после дождя? Правильно – радуга!!! Давайте, мы соберем наши дождинки (фигуры) и разложим их на радуге.

(Попросить ребят собрать и выложить на приготовленную радугу различные фигуры в соответствии с цветами радуги: красные треугольники собираем на красной дуге, оранжевые овалы на оранжевой дуге, желтые кружки на желтой и т.д.).

Игра «Лужи».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие лужи остались после дождя (разложенные листы цветной бумаги). Вы любите гулять по лужам? Так вперед, только помните, что нельзя наступать на синие лужи, так как они очень глубокие, а вот по зеленым и желтым можно идти спокойно. (Либо по очереди дети шагают по лужам того цвета, который укажет воспитатель).

Игра «Разрисуй воздушный шар».

Воспитатель: Ребята, а теперь пусть каждый возьмет воздушный шарик и нарисует на нем фигуры. На красном шарике рисуем треугольники, на зеленом – квадратики, на желтом – кружки, на синем – овалы, оранжевый шарик можно разрисовать звездочками.

Теперь нам надо донести эти шарики нашим животным, но это не так просто, ведь впереди нас ожидают горы, и нам придется перепрыгивать через них.

(Зажимая шарик между ног, дети прыгают через воображаемые горы.)

Игра «Посуда для фруктов».

Воспитатель: Дети, ну вот мы и добрались до наших голодных зверюшек, теперь нужно их накормить. Разложите, пожалуйста, фрукты по тарелкам. Но не просто так, а чтобы и тарелка, и фрукт были одного цвета.

Теперь давайте раздадим фрукты животным. Обязательно все проговариваем:

Обезьяне – желтый банан на желтой тарелке,

Слону – красное яблоко на красной тарелке,

Носорогу – зеленую грушу на зеленой тарелке,

Бегемоту – синюю сливу на синей тарелке.

Игры для животных.

Воспитатель: Ребята, наши зверюшки поели, теперь они хотят поиграть с вами, давайте принесем им кубики и мячики. Мячики и кубики желтого цвета складываем возле обезьянки. Мячики и кубики красного цвета кладем возле слона, зеленого цвета отдаем носорогу, а синего – бегемоту.

Ну и теперь наш подарок для животных: разрисованные вами воздушные шары. Шарики с нарисованными кружочками подарим обезьянке, с квадратиками – слону, с овалами – бегемоту и т.д.

Молодцы, дети! Наши животные, сытые и довольные, отправляются спать. Дети тоже идут отдыхать.


ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Поделиться: