Государственная программа переселения соотечественников в россию. Программа переселения соотечественников — список регионов

Миграционные процессы неизбежны и приостановить их или прекратить практически нереально. Власти, отвечающие за прием и интеграцию переселенцев, прибывающих в РФ, заинтересованы в их максимально комфортной и скорой адаптации, особенно, если речь идет о более-менее масштабном переселении. Для решения этих проблем правительством в 2017 году был разработан комплекс мероприятий. За последние пару лет наиболее заметна миграция из зоны вооруженного конфликта на Востоке Украины. Выходцам из Луганской и Донецкой областей соседнего государства предлагаются специальные гранты, разработанные для переселенцев из зоны АТО.

Что такое грант для мигрантов

Сам термин трактуется как подарок, то есть блага, которые передаются лицу безвозмездно. В случае же с помощью, которая оказывается переселенцам, гранты представляют собой безвозвратную целевую помощь, которая предоставляется на благоустройство новоприбывших иностранцев, их адаптацию к российским реалиям.

В 2017 году вопрос более-менее массовой миграции из зоны АТО продолжает быть актуальным и вероятно сохранит свою злободневность и на следующий год. Люди едут от нищеты и опасности для жизни и здоровья. Однако, конечно на новом месте устроиться довольно проблематично, а тем более, если речь идет о совсем другом государстве. Весьма очевидно, что разработанные правительством гранты для переселенцев будут пользоваться популярностью и в будущем.

Государство же в свою очередь, принимая переселенцев, ожидает от них скорейшего устройства, получения работы и источника для автономного жизнеобеспечения. Кроме того, так правительство заполняет нишу низкоквалифицированных и часто малооплачиваемых рабочих, что весьма выгодно государству.

Без господдержки многим мигрантам осесть на новом месте весьма проблемно. Жесткие рамки миграционного законодательства ставят иностранцев в довольно сложные условия. Не всем удается сразу обеспечить себе средства для проживания. Особенно трудности заметны мигрантам, вынужденным экстренно покидать свое насиженное жилье. Последствия военных действий в зоне АТО, к сожалению, заставляют людей переезжать внезапно, часто потеряв все. На такие случаи и предусмотрены гранты для лиц, переселяющихся в РФ.

Грант-программа «Соотечественник»

На 2017 год сохраняет действие программа переселения в РФ соотечественников. Участвовать в программе могут выходцы из России или Союза ССР (Украина как раз является такой территорией), проживающие ныне за пределами российского государства. Таким правом могут воспользоваться и их потомки. Одним из условий участия является достижение совершеннолетия (18 лет) и наличие полного объема гражданской дееспособности. Соискатели должны свободно владеть русским языком. Большинство мигрантов из зоны АТО соответствуют этим требованиям.

Правила не ограничивают период реализации программы.

Получив место в программе в 2017, переселенцы могут претендовать на:

  • полную компенсацию затрат, связанных с переездом на новое местожительство;
  • единоразовое получение «подъемных»;
  • денежное пособие, которое предоставляется каждый месяц до оформления гражданства Российской Федерации, но не более шести месяцев.

В случае участия в программе «Соотечественник» переселенцы не должны ждать несколько лет проживания, а затем еще год оформления документов на получение гражданства. Все проходит по упрощенной и ускоренной процедуре. Главное фактически проживать и зарегистрироваться в регионе, который принимает участие в реализации госпрограммы на 2017 год.

На развитие бизнеса

В 2017 году мигранты, как и граждане РФ, имеют право получить грант на организацию и развитие собственного бизнеса на территории российского государства. Каких-либо особенных требований к иностранцам при этом не предъявляется. Главное, чтобы они имели право легально проживать в РФ и не нарушали правил миграционного учета.

Гранты на 2017 год выделяются на развитие предприятий в сфере оказания услуг, производственной отрасли и торговле. Очевидно, что, если украинец, уехавший из зоны проведения АТО, захочет получить помощь, ему лучше выбирать более приоритетное направление развития госэкономики. К таким на текущий год являются промышленное производство и сельскохозяйственная деятельность. Так что максимум шансов именно у соискателей, представляющих бизнес-проекты предприятий именно в этих отраслях.

Спонсорами таких проектов может выступать как государство, так и частные фонды по развитию бизнеса в РФ, банки, крупные компании, инвесторы.

Гранты на переселение в сельскую местность

Преимущественно такие целевые средства предоставляются желающим перебраться в сельскую местность из городов для занятия сельским хозяйством. Они рассчитаны на мигрантов из зоны АТО, которые понимают в сельскохозяйственном производстве и не боятся труда на земле. Получить такие средства можно под организацию фермерского хозяйства или иное сельскохозяйственное предприятие, которое будет непосредственно участвовать в процессе изготовления продуктов питания и сырья.

В 2017 существуют целые программы переселения жителей в отдаленные регионы для развития сельского хозяйства, под которые выделяются земельные участки и немалые деньги.

Альтернативно выходцы из Украины, переехавшие из зоны АТО, могут попробовать получить помощь на переселение в сельскую местность для наемного труда на агропредприятиях, в социальной сфере (образование, медицина). Грантополучателем в таком случае может выступать любой дееспособный иностранец, изъявивший соответствующее намерение.

Таким образом, Российская Федерация придерживается позиции создания максимально лояльных и комфортных условий для переселяющихся на ее территорию. При этом учитываются различные нюансы, например, то, что у мигрантов из зоны АТО на Востоке Украины в 2017, может вовсе не остаться средств к существованию и имущества. Существующие гранты позволяют продержаться, стать на ноги и найти свое достойное место в российском обществе.

В 2017 году общественники ожидают более активной работы Министерства внутренне перемещенных лиц и смещение влияния на государственную политику в отношении этих граждан в сторону нового министерства. О том, что именно изменится для переселенцев в этом году, рассказала координатор по развитию ОО «Донбасс SOS» Ольга Гвоздева.

«Например, в бюджет для адресной помощи внутренне перемещенным лицам заложена та же сумма, которая была в 2015 году. Это больше, чем сумма 2016 года, но число переселенцев у нас в 2015-м была меньше по сравнению с тем, сколько их сейчас», - сказала Гвоздева.

Есть один очень спорный документ касательно возвращения штампов. Активистка считает, что многое будет зависеть от того, как это постановление будет выполняться на местах. Также она рассказала о разрешениях для пересечения линии разграничения.

«Они, в принципе, уже достаточно давно в электронной форме. Но возникает вопрос, вообще целесообразна эта система получения предварительных разрешений, если на самом деле у нас на местах есть паспортная проверка. Много случаев, когда на нашу горячую линию обращаются люди с проблемами из-за технической неисправности сайта. Их все равно проверяют на месте при пересечении линии разграничения. Часто у человека с документами все нормально, но с разрешением что-то не так из-за технических проблем. Общественные организации говорят, что эту систему надо менять», - объяснила Гвоздева.

«Есть еще такой момент, что люди, которые пересекают линию разграничения, могут пересечь границу и выехать, например, из России, особенно из Луганской области, а затем вернуться в Харьковскую область на границе», - добавила она.

В 2017 году ожидается полноценный запуск единой базы ВПЛ. В идеале, это будет электронный кабинет для каждой внутренне перемещенного лица, куда человек может зайти и предоставить информацию о своих потребностях. Государство, имея эту информацию, должно выстраивать политику и программы, которые будут финансироваться как за счет государственного бюджета, так и за счет средств международных доноров.

«Уже создан мультитрастовый фонд на уровне Кабинета министров, но база пока не запущена, доступа к электронным кабинетам пока нет. Сейчас доступ к ним имеет только Министерство социальной политики и управления соцзащиты на местах, но постепенно этот доступ будет расширен, и переселенцы смогут предоставлять свою информацию», - сказала представитель общественной организации.

Кроме того, по ее словам, общественники надеются, что система проверок внутренне перемещенных лиц будет упрощена через запуск базы, потому что таким образом будет улучшен обмен информацией между Министерством социальной политики и пограничниками на линии разграничения.

«Если когда-то эта система запустится, мы отменим печально известное 365-е постановление, когда к внутренне перемещенным лицам ходят домой и проверяют. На самом деле эта сложная система будет уже ненужной, но обмен этой информацией целесообразен только в случае, если переселенец получает адресную помощь на возмещение аренды за жилье и коммунальные. А вот все остальные выплаты, в том числе и пенсии, не должны зависеть от статуса внутренне перемещенного лица. Только если будет утвержден, например, механизм, по социальным выплатам и пенсиям гражданам, проживающим на неподконтрольных территориях, можно будет сказать, что система заработает нормально», - сообщила Гвоздева.

Что касается сроков и дат, по ее словам, если говорить о базе внутренне перемещенных лиц, то на первом этапе она полностью заработает для всех управлений соцзащиты, это должно произойти до конца зимы. А второй этап, когда доступ получит Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, по-видимому, будет весной-летом.

В Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий уже создали рабочую группу, где эксперты, как из министерств, так и из общественных и международных организаций, работают над разработкой новых нормативных актов, подзаконных актов и законодательства.

«В том числе там обсуждается возможность утверждения механизма выплаты пенсий гражданам, проживающим на неподконтрольной территории, но, к сожалению, пока сейчас, как и весь 2016 год, эту работу игнорирует Министерство социальной политики. В 2017 году мы ожидаем более активной работы Министерства внутренне перемещенных лиц и смещение влияния на государственную политику в отношении этих граждан из Министерства социальной политики к новому министерству», - отметила общественница.

Новый транш МВФ, который Украина получит в 2017 году, привязан к теме разработки механизма выплат пенсий на неподконтрольных территориях. Транш Европейского Союза также привязан к этому вопросу.

«Есть несколько вариантов механизма. Если мы разделим граждан условно, те граждане, которые могут выезжать на неподконтрольную территорию, мобильные граждане просто выезжают, прикрепляются к конкретному Пенсионному фонду и получают пенсию, независимо от статуса внутренне перемещенного лица. Что касается тех граждан, которые являются немобильными, люди с инвалидностью, люди пожилого возраста, которые не могут самостоятельно выехать, то необходимо подключать международные гуманитарные организации, которые работают на неподконтрольной территории», - рассказала Гвоздева.

По ее словам, Пенсионный фонд говорит о том, что пенсионеров, проживающих на неподконтрольной территории, и при этом работающих на предприятиях, функционирующих там, можно очень легко идентифицировать. За них предприятие платит налоги и, в принципе, этим лицам уже можно обеспечить пенсии. Но пока этот механизм не прописан.

Также Гвоздева напомнила, что выплата пенсий гражданам Украины закреплена в статье 46 Конституции Украины.

По материалам:

После вступления 16 сентября Постановления, которое касается социальных выплат переселенцам, ожидается, что получателей адресной помощи станет больше, увеличится сумма выплат, а пенсии не будут привязаны к банкоматам Ощадбанка.

Изменения коснулись контроля за проведением выплат ВПЛ, а также расширения круга получателей ежемесячной адресной помощи и увеличения суммы помощи. Кроме того, переселенцам разрешили получать пенсии и социальные выплаты в банкоматах любых банков, а пенсионерам-инвалидам выплаты сможет приносить почтальон.

Переселенцам на счетах разрешили хранить больше денег, без потери адресной помощи

Ранее адресная помощь переселенцам не назначалась в том случае, если кто-либо из членов семьи имел на банковском счету сумму, которая превышала 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.

Согласно новому Постановлению, размер депозита увеличился с 10-кратного до 25-кратного размера прожиточного минимума. Если раньше депозит не должен был превышать 16 тысяч гривен, то теперь сумма увеличена до 44 500 гривен.

Изменения внесены в:

Постановление №505 от 01.10.21014 года - порядок назначения и выплаты адресной помощи;
Постановление №637 от 05.11.2014 года - осуществление социальных выплат внутренне перемещенным лицам;
Постановление №365 от 08.06.2016 года - порядок осуществления контроля за выплатами внутренне перемещенным лицам.

Для переселенцев с инвалидностью увеличен размер помощи

Выплаты адресной помощи для покрытия затрат на проживание рассчитываются в соотношении с размером прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Увеличение прожиточного минимума, соответственно повлекло за собой и увеличение помощи.

С увеличением суммы адресной помощи на одного человека стал больше и общий размер адресной помощи, на которую может претендовать вся семья. Если раньше семья, в составе которой есть лицо с инвалидностью, могла получать максимум 2400 гривен, то теперь сумма увеличилась до 3400.

Среди новшеств для ВПЛ и то, что теперь социальные выплаты переселенцы с инвалидностью первой группы, а также лица, не способные к самообслуживанию, теперь могут получать через Укрпочту с доставкой на дом по фактическому месту проживания.

«Однако в постановлении не указан механизм идентификации лиц, которые будут получать соцвыплаты на дому через сеть Укрпочты», - отмечает недостатки аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко.

Изменения в услугах и процедурах Ощадбанка

Выплата пенсии и всех видов социальной помощи и компенсаций по-прежнему проводится через счета Ощадбанка, но теперь у переселенцев появилась возможностью получения наличных средств и проведения безналичных операций через любой другой банк на территории, подконтрольной Украине.

Введена обязательная идентификация в Ощадбанке для всех переселенцев, получающих социальные выплаты. Ранее эту процедуру из числа ВПЛ проходили только пенсионеры.

Такая идентификация проводится первые два раза — каждые 6 месяцев, впоследствии — каждые 12 месяцев.

Для этого нужно прийти в любое отделение Ощадбанка с паспортом, справкой внутренне перемещенного лица и банковской карточкой. В отделении необходимо будет с использованием карты и терминала ввести ПИН-код и осуществить любое действие с собственным счетом (снять наличные средства, оплатить жилищно-коммунальные услуги, проверить баланс и т. д.).

Если переселенец не пройдет идентификацию, то выплаты прекратятся уже на следующий день. Восстановление расходных операций проводится Ощадбанком с даты, следующей за днем проведения физической идентификации клиента.

«Однако механизм уведомления о возобновлении выплат не предусмотрен, - комментирует аналитик БФ «Право на захист» Анастасия Бондаренко. - Это может привести к тому, что человек, получающий социальные выплаты после прекращения и их последующего возобновления, не будет получать эти выплаты. То есть, ему придется самостоятельно уведомлять Минфин и органы соцзащиты о том, что физическая идентификация пройдена и выплаты возобновлены».

Что вызывает сомнение?

С одной стороны, Постановление действительно в некоторых моментах упрощает жизнь переселенцам, с другой стороны - отсутствие механизмов, как это должно работать, нивелирует все усилия.

«Стоит отметить, что отныне все переселенцы - получатели социальных выплат и пенсий - должны проходить регулярную процедуру физической идентификации в отделениях Ощадбанка, что вызывает много вопросов относительно способности отделений провести эту процедуру», - комментирует Постановление координатор правового направления БФ «Восток-SOS» Елена Лунева.

То, что Постановление не содержит тех механизмов, которые бы позволили ему полноценно функционировать, отмечает и аналитик Анастасия Бондаренко.

«В частности, не прописан механизм прохождения физической идентификации для ВПЛ-получателей выплат, кроме пенсий, - сообщает специалист, - в будущем может возникнуть ситуация, когда человек захочет пройти физическую идентификацию, но в связи с отсутствием такого механизма не будет иметь возможность это сделать».

Также пока не урегулирована возможность для переселенцев, которые обслуживаются в Ощадбанке, осуществлять платежи через Интернет. Ранее они не могли этого сделать. Теперь Постановление дает такую возможность, но на практике функция до сих пор недоступна.

После вступления Постановления в силу Ощадбанк обязался снять ограничение, но пока этого не сделал. Также банк еще не определился с размером процента, который должны будут платить переселенцы, снимая наличными деньгами социальные выплаты в других банках.

Новые правила контроля переселенцев

Если ранее УТСЗН после подачи заявления о назначении социальных выплат и не реже одного раза в 6 месяцев, должны были проводить проверку места проживания ВПЛ, то теперь такая проверка не проводится, если заявитель прошел физическую идентификацию в отделении Ощадбанка.

Также проверка места проживания не проводится, если переселенец является:
— сотрудником органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии справки с места работы);
— военнослужащим, который защищает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимает участие в АТО.

Но в тексте Постановления не объясняется - будет это касаться только военнослужащего или и членов его семьи тоже.

«То есть, как мы понимаем, когда проходит проверка материально-бытовых условий, то на месте должны быть все члены семьи, и таким образом непонятно, а в чем же собственно заключается улучшение?", - отметила юрист Анастасия Бондаренко.

Полный текст Постановления № 689 можно прочесть по ссылке: kmu.gov.ua/control

Поделиться: