Где добывают хрусталь. Горный хрусталь – магия и разновидности камня. Из истории горного хрусталя

  • Фуэте ([-тэ]; фр. fouetté от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») - общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°. Существует и другая, западная методика исполнения, при которой работающая нога проделывает rond de jambe en l’air на 45° и выше.

    В спектаклях классического наследия фуэте обычно исполняется балериной на пальцах (пуантах) в коде Pas de deux, являясь одной из его кульминаций. В балетах «Корсар», «Пахита», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» исполнительница главной партии исполняет по 32 фуэте подряд. Редким исключением является балет «Баядерка» (хореография Мариуса Петипа в редакции В. Чабукиани и Вл. Пономарева), где в Grand pas d’action 2-го акта исполнительница роли Гамзатти делает 20 фуэте после серии «итальянских» фуэте.

    Согласно терминологии классического танца вращения фуэте правильнее называть туры фуэте либо фуэте ан турнан (фр. Tours fouettés, Fouettés en tournant). На сцене это движение всегда выполняется в направлении en dehors, но возможно его выполнение и в направлении en dedans. Как более сценичный вариант может использоваться чередование одного tour fouetté en dehors и одного - en dedans. Одиночные tours fouettés в любом направлении могут служить для перехода в какую-либо позу и используются в самых разнообразных комбинациях, будучи связанными с другими движениями классического танца.

    В балетной терминологии также существуют целые группы движений, имеющих в своём названии слово «фуэте» - это всевозможные повороты и батманы fouetté, grand fouetté из позы в позу (к которым относится и т. н. итальянское фуэте, состоящее из батмана в большую позу ecarté вперёд и последующего поворота в позу attitude croisé), исполняемые с работающей ногой, вытянутой на носок в пол либо поднятой на воздух на высоту от 45° до 170° и с прыжком (fouetté sauté). Все эти движения отличаются принципиально иной техникой исполнения и не относятся к разделу вращений.

    Возможно, именно одно из таких движений описывает А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

    В своём фундаментальном труде «Классический танец. История и современность», Л. Д. Блок так раскрывает смысл строк Пушкина:«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» - это, вероятно, Grand fouetté de face. «Касаясь» - явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» - переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб, выработанный учителем Дидло.



План:

    Введение
  • 1 Описание исполнения
  • 2 Видеословарь
  • 3 Из истории
  • 4 Эксперименты
  • 5 Другое употребление
  • Примечания

Введение

Фуэте (также верно и Фуэтэ ; фр. fouetté ) - это балетный термин, обозначающий одно из классических балетных pas , выраженное во вращении исполнителя. Толковый словарь Ожегова дает определение фуэте как группы па классического балета с характерным маховым движением ноги, помогающим повороту или вращению балерины . Фуэте является одним из самых виртуозных вращений и во многих балетах используется как завершающее па, становясь кульминацией коды.

Fouetté - движение, которое виртуозно исполняется балериной на пальцах (на пуантах) в коде (финале) Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, рабочая нога при каждом повороте проделывает rond de jambe en l’air на 45°.

«Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté» - не являются разновидностями Fouetté, но имеют одинаковое название в терминологии . .

Термин балетного элемента звучит по-французски: Fouettés (множественное число), так как форс даёт возможность танцовщице выполнять один поворот за другим. Во французском языке есть прилагательное фр. fouetté обозначающее «взбитые» и глагол фр. fouetter


1. Описание исполнения

fouettes.Coda.

Затакт: 2пируэта из четвёртой позиции. Восемь тактов по четыре. 32 фуэте.

Помощь по воспроизведению

Fouetté Екатерины Максимовой

Элемент начинается с двух пируэтов из четвертой позиции, что даёт первый форс, затем балерина открывает рабочую ногу в «a la seconde» (на вторую позицию 45 градусов), а опорная нога приседает в Plie , далее рабочая нога закрывается на passe (прижимает носок рабочей ноги к икре опорой), а опорная поднимается на пальцы (пуант), при этом форс берётся коленом рабочей ноги и плечом руки, соответственно, которая собирается в первую позицию.

При владении техникой, классическое фуэте исполняется с рукой в третьей позиции, а также с двойными турами.

В своём труде , Любовь Дмитриевна Блок так раскрывает смысл строк Пушкина:
«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» - это, вероятно, Grand foutté de face . «Касаясь» - явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» - переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб , выработанный учителем Дидло.

В различных школах существует несколько вариантов исполнения фуэте, в частности в американской и европейской (испанской) школах при выполнении элемента, рабочая нога, вместо прямого сгиба «на passe» (первая иллюстрация) делает «demi rond» , что несомненно даёт дополнительный форс, при этом иногда «выпускается бедро», что опасно смещением с оси и, как следствие продвижением вперёд или в сторону. На видео-иллюстрации к выполнению фуэте показан как раз такой пример, повтор одного и того же фуэте несколько раз (вторая иллюстрация) .

Современные балерины значительно усложнили фуэте. Например, газета «Коммерсантъ», под впечатлением от спектакля «Дон Кихот» так описала фуэте Натальи Осиповой:

«На третий акт […] припасла и вовсе невиданное - фуэте. Такого не делал никто и никогда: первые пятнадцать - сплошь двойные, шестнадцатый - тройной (то есть оборот в 1080 градусов!), остальные шестнадцать - связка из двух одинарных и одного двойного. И все это в бешеном темпе, с высоко поднятой „рабочей“ ногой, с продвижением вперед максимум на полтора метра».

Долгое время фуэте не входило в обязательные балетные па, и хотя уже многие балерины его освоили, оно считалось особым балетным трюком, не обязательно органично входящим в канву хореографии балетного спектакля. Борис Эйфман рассказывал в интервью журналу «Вестник»:

«Уланова и Плисецкая никогда в „Лебедином озере“ не вертели 32 фуэте даже в одну сторону. Это делали более техничные танцовщицы» .


2. Видеословарь

  • Виртуозное фуэте с туром в атитюд заканчивается 8 турами - второй фрагмент, кода из «Спящей красавицы».
  • Фуэте Натальи Осиповой в «Дон Кихоте»
  • Итальянское Фуэте (Гранд)
  • Видеословарь балетных терминов - на сайте Plie.ru - Classic Ballet - Ballet classes видеоархив

3. Из истории

В русский балет исполнение фуэте пришло от европейских балерин. Секрет исполнения фуэте раскрыл балетмейстер Энрико Чеккетти:

Балерина, начиная делать фуэте, должна выбрать зрительную точку и держать (фиксировать) взгляд на ней. При вращении голова отстаёт от корпуса, затем поворачивается, «догоняя». В противном случае у исполнительницы закружится голова и она потеряет равновесие.

Исполнение четырнадцати фуэте подряд было рекордом итальянской балерины Эммы Бессон (Emma Bessone) в балетном спектакле «Гарлемский тюльпан» на музыку Б. А. Фитингоф-Шеля, в постановке Л. И. Иванова, Петербург, Мариинский театр (Петербургская императорская сцена), 1887).

Впервые в России 32 фуэте исполнила приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в завершающей коде балета «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (балетмейстеры: Э.Чекетти, М. И. Петипа, Л.Иванов) на сцене императорского Мариинского театра, Петербург, 17 декабря (по ст.ст. 5 декабря) 1893 года.

В 1895 году при постановке балета «Лебединое озеро» балетмейстер-постановщик Мариус Петипа роль Одиллии поручил именно П. Леньяни, с тем чтобы она блистала в этой партии своими вращениями-фуэте. Балетмейстер специально использовал музыкальные «дополнительные такты» для возможности этих танцевальных вращений, набрав 32 таких дополнительных тактов, это и составило полное количество фуэте. В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.

Первой русской балериной, повторившей 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.

Элемент фуэте сыграл большую роль в появлении балетной пачки: для его исполнения требовалась накрахмаленная короткая «шопенка» , стоящая горизонтально.

С начала ХХ века 32 фуэте стало непременной принадлежностью классического балета.


4. Эксперименты

Известный педагог и директор МАХУ Софья Николаевна Головкина как-то на гастролях, по её собственным словам, проделала 100 фуэте подряд [уточнить ] , причем строго держась на одной точке. Галина Степаненко, народная артистка России, ученица Софьи Николаевны вспоминала: «Софья Николаевна рассказывала нам такую историю: где-то на концерте или на спектакле во время действия она сделала 100 фуэте на одном месте. И после этого все газеты писали в рецензиях, что „мадам Головкина делает 100 фуэте на почтовой марке“» . Галина Степаненко в интервью выразила желание повторить подвиг педагога .

Долгое время исполнение фуэте считалось исключительно женским. Однако со временем тридцать два фуэте стали исполнять и мужчины [уточнить ] . Например, солист балета Бориса Эйфмана Валерий Михайловский, создатель собственной труппы Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского (по типу англ. Trocadero ) , скромно рассказывал в интервью: «Ещё в ту пору, когда я танцевал у Бориса Эйфмана, то в миниатюре „Комедианты“ спокойно делал 32 фуэте. Там по сюжету балерина начинает делать этот трюк, но падает, вновь пытается его сделать, снова падает… тогда я, оттолкнув её, выхожу на середину сцены и откручиваю 32 пируэта. Ребята нашей труппы тоже отлично справляются с фуэте, даже делают бисовку. В „Пахите“ иногда три танцовщика откручивают фуэте с продвижением по диагонали из дальнего угла сцены к авансцене» .

Освоили мужское фуэте и артисты китайского акробатического балета, успешно исполняя этот номер в своей оригинальной постановке «Лебединого озера» .


5. Другое употребление

Термином фуэте также называется боковой удар ногой во французском боксе сават. Этот удар наносится по нижнему, среднему и верхнему уровням.

Примечания

  1. На пуантах или на полупальцах
  2. (Толковый словарь Ожегова) - www.longsoft.ru/html/5/f/fu6te.html
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз . - ISBN 5-85370-099-1
  4. «Русский балет: Энциклопедия». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз . - ISBN 5-85370-099-1
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
  6. нога открывается в сторону (a la second)
  7. нога открывается вперёд (devant)
  8. Любовь Дмитриевна Блок «Классический танец. История и современность» / вступительное слово В.Гаевского. - Рецензент: Пётр Гусев, Ред.коллегия: В.М.Красовская, Е.А.Суриц. - М .: "Искусство", 17.08.1987. - 556 с. - (Иллюстративный материал подобран сотрудниками Ленинградского государственного театрального музея и Ленинградской государственной театральной библиотеки им.Луначарского). - 25000 экз .
  9. Татьяна Кузнецова Проба пары. Наталья Осипова и Иван Васильев станцевали "Дон Кихот" - www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=710287. Коммерсантъ. № 186 (3517) от 05.10.2006.
  10. Наталья Осипова - Фуэте, финал "Дон Кихота" - www.youtube.com/watch?v=lsPXR817hig. YouTube, 11.11.2009.
  11. Балет Эйфманна в Нью-Йорке - www.vestnik.com/issues/1999/0302/win/snitkov.htm // автор Виктор Снитковский, «Вестник» № 5(212), 2 марта 1999
  12. Emma Bessone - balletalert.invisionzone.com/index.php?/topic/21270-emma-bessone/ // - англ: «Bessone was something of a fouette queen until Legnani superceded her in this area: Emma B. was known for her set of 14 such turns»
  13. 13.10.05 Головкина Софья: сто фуэте на почтовой марке - www.tvkultura.ru/news.html?id=67048&cid=104
  14. Галина Степененко: «Сама себе поднимаю планку» - www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=652&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=756698 № 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006 г.
  15. Балет Травести, пародия на классический балет
  16. Валерий Михайловский. В пуантах 43 размера - www.peoples.ru/art/theatre/ballet/mihaylovskiy/interview.html //
  17. В Москве состоится премьера акробатического балета «Лебединое озеро» - www.swan-lake.ru/swlall/shanhai.htm
  18. Китайцы привезли в Москву «Лебединое озеро» 30.06.2008 г. - www.ntv.ru/novosti/83819/

Поверить в это трудно, но 135 лет назад премьера балета «Лебединое озеро» с треском провалилась. Первый из трех великих балетов Чайковского, ставший впоследствии самым знаменитым и исполняемым в мире, был весьма прохладно принят московской публикой.

Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» назвал спектакль «странным скоплением на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей». «К радости публики, - съязвил журналист, - в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду». Его коллега в одной из московских газет сообщал, что «балет был так тривиален и скушен, что публика, досидевшая до конца, не покинула зала только из-за красивой музыки Петра Чайковского, которую слушали как симфонический концерт…». Известный критик Герман Ларош также заметил, что «по музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, который я когда-либо слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия…».
Но, увы, волшебная музыка не спасла сам спектакль. Рецензии были разгромными. Причинами провала стали неудачное либретто и невыразительная хореография, которую один из критиков назвал «удручающе банальной и безнадежно бездарной».

Баварские тайны

«По приглашению Московской дирекции (Императорских театров. - Прим. авт.) пишу музыку к балету «Озеро лебедей», - сообщал Петр Ильич Чайковский в письме к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову в сентябре 1875 года. - Взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Работа была закончена композитором 10 апреля 1876 года.

…К этому моменту 36-летний Чайковский уже десять лет, как живет в Москве, перебравшись сюда из столицы. За плечами - годы учебы в Петербургском училище правоведения и Петербургской консерватории, служба в Департаменте юстиции, десятки музыкальных произведений и признание публики и музыкальной общественности.

В Москву же Петр Ильич переехал, когда его пригласили преподавать в только что открывшейся консерватории. В 26 лет он становится профессором, пишет учебники по теории музыки и гармонии, переводит иностранные учебники и статьи. Нередко «ради денег», в которых постоянно нуждался, он пишет музыку по заказу, подрабатывает музыкальным критиком в ряде московских изданий. Его произведения пользуются успехом, партитуры издаются в лучшем музыкальном издательстве Юргенсона. В письме к своему другу и меценатке Надежде фон Мекк, размышляя о природе творчества, он в 1878 году замечал, что заказное произведение часто выходило вполне удачным, в то время как, «наоборот, вещь, задуманная мной самим… удавалась менее».

На сочинение балета «Лебединое озеро» Чайковского вдохновило путешествие в Германию. В 1876 году он поехал на фестиваль опер Рихарда Вагнера, который проводился в баварском городе Байрейте. В Баварии композитор решил посетить места, связанные с очень модной тогда оперой Вагнера «Лоэнгрин» - «родину» рыцаря Лебедя, замок Нойшванштайн, построенный королем Людвигом Баварским. Композитор был потрясен сказочной красотой Нойшванштайна (буквально: «новейший лебединый утес» - нем.) в окружении величественной альпийской природы. Людвиг Баварский построил свой волшебный замок под влиянием опер Рихарда Вагнера, чьим страстным поклонником и меценатом он был. Обсуждая с архитекторами проект, король не раз говорил, что замок должен выглядеть как музыка Вагнера, застывшая в камне. Таким он его и построил. Замок пронизан лебединой тематикой и символикой. Король-мистик считал и себя рыцарем Лебедя. Его любимый Нойшванштайн, сам словно декорация к операм Вагнера, украшен росписями на сюжеты опер немецкого композитора и изображениями лебедей. Вся жизнь Людвига Баварского была мистически связана с лебедями: он вырос в замке Хоэншвангау (буквально: «высокий лебединый край» - нем.), его герб украшал белый лебедь, он любил плавать по озеру в лодке, изготовленной для него в форме лебедя, как герой оперы «Лоэнгрин»… А подданные короля все больше опасались за его рассудок: Людвига мучили приступы страшной агрессии, он спал днем и бодрствовал ночью, за что его прозвали Лунным Королем, отдавал странные распоряжения…


Как мы помним, в финале балета Зигфрид и Одетта погибают, утонув в озере. Так же окончил жизнь и Лунный Король. Правда, спустя десять лет после того, как Чайковский написал свой балет. Июньским днем 1886 года Людвиг Баварский, перевезенный в замок Берг и уже изолированный от общества, отправился на прогулку в парк вместе с врачом - профессором фон Гудденом. Оба погибли в водах Штарнбергского озера при невыясненных обстоятельствах…

В либретто первой постановки балета есть указание на место действия - Бавария. Декорации первой постановки изображали замок Нойшванштайн и его окрестности. Нет сомнений в том, что впечатления от поездки в Баварию и стали источником вдохновения для Чайковского при создании «Лебединого озера».

До сего дня точно неизвестно, кто является автором первого либретто балета. Современники считали, что это либо управляющий Московской дирекции Императорских театров Владимир Бегичев, либо известный артист и педагог балета Василий Гельцер. Но от авторства в Большом театре отказались все. Не сохранилось и архивных записей о создателе либретто спектакля Большого театра, контрактов и финансовых документов, подтверждающих получение гонорара. Большинство исследователей творчества Чайковского считают, что автором либретто балета был сам композитор.

Одно можно сказать с уверенностью: либретто первой постановки заметно отличалось от известного нам сегодня. Вместо Ротбарта, олицетворяющего неумолимый рок, действовала некая Мачеха-Сова. Либретто было перегружено действующими лицами, сложными сюжетными деталями и подробностями. Например, в пантомимных сценах рассказывалось о судьбе Одетты и о том, как она и ее подруги оказались заколдованными.

Культурный шок


Однако вернемся к музыке балета, которой, в отличие от премьеры спектакля, восхищались все. Она поразила современников Чайковского своей новизной и симфонизмом. Позже Петр Ильич скажет: «Балет - это та же симфония». Для современного зрителя, привыкшего к балетным спектаклям на симфоническую музыку, в том числе и сочиненную композиторами не для балета, в этом нет ничего удивительного. Но для театральной публики 70-х годов XIX века услышать в балетном театре музыку, написанную Чайковским для «Лебединого озера», стало настоящим культурным шоком.

В XIX веке музыка в балетном театре играла прикладную роль. Процесс создания балетного спектакля сильно отличался от современного. Автором балета являлся прежде всего балетмейстер-постановщик, работавший совместно с либреттистом. Композитора привлекали только тогда, когда основная сюжетно-хореографическая канва спектакля была готова. То есть композитору фактически предлагалось «озвучить» готовый спектакль: музыка сочинялась как аккомпанемент под конкретные, уже поставленные хореографом сцены. Нередко музыку к одному балету писали сразу несколько композиторов. А иногда музыку вообще заменяли, оставляя хореографию. Дело в том, что балетный спектакль в XIX веке был именно спектаклем с танцами.

Музыкальный лейтмотив балета Чайковского - элегическая «Лебединая песнь». Она впервые звучит в начальных тактах увертюры и повторяется в вариациях вплоть до финала. Благодаря такому новаторскому для балетного театра музыкально-композиционному решению балет не распадается на музыкальные фрагменты. А музыкальная стихия «Лебединого озера» - это вальс - романтический, элегический, меланхолический, бравурный.

Принципиально новым для балетного театра стало решение композитором образа главного героя, принца Зигфрида. Для него Чайковский написал яркую музыкально-драматическую партию. Мужской танец у Чайковского - стремительный, мощный, рассчитанный на виртуозное исполнение. Впервые в «Лебедином озере» на балетной сцене появился герой-мужчина. У большинства балетных премьеров XIX века даже не было сольных танцевальных номеров - только мимические сцены и поддержки балерин в дуэтах. Недаром высшим комплиментом для артиста балета того времени было признание, что он хороший «кавалер», то есть партнер балерины.

В начале века ХХ в спектаклях Русских сезонов будет сделан следующий шаг: танцовщик и балерина станут равными в спектакле, а в балетах с участием Вацлава Нижинского, к примеру в «Гибели розы», танцовщик выйдет на лидирующие позиции, во многом предопределив развитие балетного театра ХХ века.

Впервые на балетной сцене так отчетливо прозвучала тема рока. Нежные, лирические музыкальные темы балета переплетаются с тревожными и мрачными. Тема рока слышится и в других сочинениях композитора, над которыми он работал в это время, - симфонической фантазии «Франческа да Римини» на сюжет из пятой песни «Ада» Данте и Четвертой симфонии. Год премьеры первого балета был отмечен драматическими событиями и в личной жизни композитора. Чайковский женится, но брак оказывается столь неудачным, что он совершает попытку самоубийства и после пережитого потрясения надолго уезжает за границу - в Италию и Швейцарию.

Провал постановки расстроил великого композитора, и он надолго отказался от сочинения балетов. Только через двенадцать лет по настоятельным просьбам Дирекции Императорских театров он напишет «Спящую красавицу», а еще через три года - «Щелкунчика». Оба балета поставит в Мариинском театре Мариус Петипа, и они будут иметь огромный успех у публики.

Московский провал и петербургский триумф

Премьера «Лебединого озера» состоялась в Большом театре 4 марта (по новому стилю) 1877 года. Хореографом первой постановки стал балетмейстер Вацлав Рейзингер, не оставивший яркого следа в истории балетного театра. Партию Одетты-Одиллии исполняла на премьере любимица московской публики Полина Карпакова. В следующих спектаклях она танцевала главную партию в очередь с другой примой-балериной Большого театра, Анной Собещанской.

Собещанская в своих мемуарах вспоминает, что сюжет балета был настолько сложен, что, выходя на сцену во втором акте, где ей предстояло посредством пантомимы «рассказать» Зигфриду о своем происхождении и о том, как ее заколдовали, она, чтобы ничего не забыть, брала с собой шпаргалку с «текстом» роли, которую прятала в складках украшенной перьями пышной юбки…

Балет Первопрестольной в те годы переживал не лучшие времена, уступая столичному по качеству репертуара и труппы. «Лебединое озеро» выдержало 39 представлений в Большом театре, но так и не заслужило благосклонности публики. И кто знает, может, он так и канул бы в Лету, если бы в Мариинском театре не решили поставить «Лебединое озеро» в память о Петре Ильиче Чайковском, скончавшемся в 1893 году. За постановку взялся Мариус Петипа. Работая в Мариинском с 1862 года главным балетмейстером, он уже поставил принесшие ему мировую славу спектакли - «Венецианский карнавал», «Пахиту», «Дочь фараона», «Дон Кихота», «Две звезды».

Петербургская премьера состоялась 15 января 1895 года. Балет ставили сразу два великих балетмейстера - Мариус Петипа (I и III акты) и Лев Иванов (II и IV акты). Именно этот спектакль известен сегодня во всем мире как вершина русского хореографического академизма.

Поразительно, как были несхожи между собой эти два хореографа. Скромный труженик, сторонящийся сильных мира сего и театральных интриг, как его называли в театре, «тишайший Лев» - Л ев Иванович Иванов всегда оставался в тени своего коллеги - властного, амбициозного, обласканного двором главного балетмейстера Мариинского театра Мариуса Петипа. «В этом балете гениально дополняют друг друга русская мечтательность и одухотворенность Иванова и неистовый, изобретательный галльский темперамент Петипа», - отметил один из величайших танцовщиков ХХ века, Серж Лифарь.

Особенность хореографического дара Льва Иванова состояла в том, что он мог создавать гениальную хореографию только на гениальную музыку, в отличие от Петипа, для которого музыкальный материал не был так важен. Из многочисленного хореографического наследия Иванова до нас дошли только фрагменты двух балетов на музыку Чайковского - «Щелкунчика» и «Лебединого озера», но именно их десятилетие за десятилетием используют большинство постановщиков этих балетов в мире.

Кстати, именно Лев Иванов провел реформу балетного костюма. До его постановки «лебединых» сцен в балете «Лебединое озеро» все персонажи-птицы выходили на сцену с громоздкими, прикрепленными к спине и рукам крыльями, украшенными птичьими перьями. В театральных музеях мира хранятся старинные эскизы костюмов и фотографии, рассматривая которые удивляешься, как такие «птицы» могли свободно передвигаться по сцене. Они напоминают дирижабли - размашистые и неуклюжие.

Движения рук балерин у Льва Иванова лишь напоминают взмахи лебединых крыльев, не копируя, как было прежде, движения птиц. Одна из гениальных находок Иванова - «лебединый» кордебалет, который повторяет, усиливая впечатление, основные позы и жесты Одетты, подчеркивая ее душевное состояние. Именно «лебединые» сцены, поставленные Ивановым, - адажио Одетты и Зигфрида II акта, Танец маленьких лебедей, Танец больших лебедей - прославили этот балет. Лирические сцены, поставленные им же, органично дополнили яркие, бравурные и эффектные сцены, поставленные Мариусом Петипа. Петипа был непревзойденным мастером хореографического дивертисмента, что блистательно продемонстрировано в сцене бала (III акт «Лебединого озера»).

Петербургский спектакль кардинально отличался от московского и музыкально. Дирижер Риккардо Дриго произвел перестановки отдельных сцен в партитуре и сократил ее, добавив новые сцены - па-де-де I акта, использовал фортепьянную пьесу Чайковского «Шалунья» и мазурку «Немного Шопена». А младший брат композитора, Модест Чайковский, тактично отредактировал либретто балета. Вместо Мачехи-Совы появился мужской персонаж - Злой Гений. Таким образом образовались две пары героев: белый лебедь Одетта и принц Зигфрид и черный лебедь Одиллия и Злой Гений.

«Лебединому озеру» в Большом театре не повезло, Рейзингер поставил спектакль в устаревшей эстетике. Балет, поставленный в Санкт-Петербурге, имел огромный успех. Но и Мариинский театр 1894 года нельзя сравнить с Большим 1877-го. За семнадцать лет, прошедших между московской и петербургской премьерами, балетный театр сильно изменился: на смену доживающему свой век романтизму пришел блистательный балетный академизм.

32 фуэте на спор

Балетная труппа Мариинского театра во второй половине XIX века была лучшей в мире, в ней блистали и выпускники Императорского хореографического училища, и приглашенные зарубежные артисты. Главную партию Одетты-Одиллии на премьере в Санкт-Петербурге танцевала одна из лучших балерин Европы того времени, прославленная итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Партию Зигфрида исполнил первый танцовщик труппы, Павел Гердт. К моменту постановки «Лебединого озера» 32-летняя Леньяни находилась в зените славы. Кстати, она вошла в историю балетного театра как первая балерина, исполнившая фуэте. Ставя сцену бала, Петипа предложил ей совершить вращения в быстром темпе. Таких вращений набралось 32. С тех пор исполнение балеринами 32 фуэте считается нормой.

Для того чтобы исполнить фуэте, необходимо обладать как минимум развитым вестибулярным аппаратом. Когда Леньяни спросили, почему фуэте получилось именно 32, она рассказала, что однажды, когда еще училась в хореографической школе в Милане, поспорила с подружками, кто дольше сможет продержаться, кружась на городской карусели. Пьерина победила: она смогла выдержать подряд 32 стремительных круга! И, исполняя фуэте на сцене Мариинского театра, она считала до 32, тараясь повторить свою детскую победу.


Несколько лет Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, исполнявшей фуэте - виртуозный номер, приводивший публику в неистовый восторг. А первой русской балериной, исполнившей фуэте, стала Матильда Кшесинская. Ее мастерство было столь совершенно, что Кшесинская могла бисировать фуэте иногда два раза подряд!

Балерины театра Петипа танцевали не так, как их предшественницы. От исполнительниц партий в романтических балетах требовались прежде всего легкость, воздушность, эфемерность. Это были феи, порхающие с ветки на ветку. Балерины же балетов Петипа должны были обладать отточенной техникой, уверенным апломбом, четкостью в поддержках и дуэтах. Танцовщицы из балета «Спящая красавица» больше походили на светских дам в Версале, уверенно чувствующих себя в присутствии королевских особ, чем на бестелесных обитательниц заколдованных лесов.

Кардинально изменилась не только техника танца, но и внешний облик балерин. На смену все тем же бледным загадочным феям в длинных полупрозрачных одеждах пришли вполне земные дамы - энергичные, элегантные и обворожительные. Балерины стали выступать на сцене в нарядных пачках, причесанные модными парикмахерами, в своих собственных ювелирных украшениях, откровенно бравируя статусом и числом своих поклонников, одаривающих их подарками.

Мариинский театр второй половины XIX века, как и другие столичные музыкальные театры, был не только театром в современном понимании, но и непременным атрибутом светской жизни, своего рода клубом. В театр приезжали непросто посмотреть спектакль, а еще пообщаться со знакомыми, пофлиртовать… В партере в те времена сидели только мужчины, главным образом офицеры и генералы. Из партера было удобно не только смотреть на сцену, но и лорнировать, как тогда говорили, светских дам в ложах. Разночинная публика теснилась на галерке. Было принято приезжать в театр не на весь спектакль, а на самую интересную сцену… Помните, как в «Анне Карениной» приезжали послушать одну арию в опере в исполнении знаменитой Патти? Так вот, на «Лебединое озеро» некоторые приезжали специально «на фуэте».

Ну а как же Большой театр, визитной карточкой которого уже давно является «Лебединое озеро»? Да, балет был поставлен с успехом в Москве. Но уже в ХХ веке. В 1901 году спектакль, поставленный молодым балетмейстером Александром Горским, покорил московскую публику. Взяв за основу постановку Иванова-Петипа, Горский добавил несколько удачных сцен, например новое па-де-труа в I акте. «Маленьких лебедей» стало шесть, а не четыре, как у Иванова, в III акте появились новые танцы, в том числе испанский. Именно Горский усилил финальную сцену: герои погибали во время бури, а Ротбарт торжествовал.

Многие балетмейстеры впоследствии использовали удачные находки Горского, хотя его фамилию редко упоминают на афишах в качестве сопостановщика балета…

Грустная сказка

Основой сюжета «Лебединого озера» стала старинная немецкая легенда. Главный герой, принц Зигфрид, отмечает свое совершеннолетие в замке, но его увлекает за собой пролетающая стая лебедей. Следуя за ними, он попадает на берег лесного озера, где видит девушку-лебедя Одетту, королеву прекрасных птиц. Раньше она была принцессой, но злой колдун Ротбарт превратил ее в белого лебедя. Каждую ночь с восходом луны чары рассеиваются, и лебедь превращается в красавицу Одетту. Заклинание Ротбарта может быть уничтожено только любовью юноши к Одетте, но, если он нарушит свою клятву, она навсегда останется лебедем. Зигфрид покорен Одеттой и клянется ей в вечной любви. Мать Зигфрида устраивает в замке роскошный бал, чтобы сын выбрал себе невесту. Зигфрида не увлекает ни одна из девушек, пока на балу не появляется Одиллия, которую принц принимает за Одетту. Одиллия, дочь злого Ротбарта, в образе черного лебедя обольщает Зигфрида, притворившись Одеттой. И принц признается ей в любви. Поняв, что совершил ошибку и изменил клятве, Зигфрид бежит к озеру. Он умоляет Одетту о прощении, но девушка отказывается простить измену, теперь она навсегда останется лебедем. Ротбарт торжествует победу. Зигфрид вступает с ним в поединок и побеждает. Но начинается буря, и Одетта с Зигфридом погибают в волнах озера…

Горный хрусталь – это вид кварца и один из самых сильных природных талисманов. Внешний вид этого минерала поражает своей красотой. Раньше люди думали, что это окаменевший лед. В этом нет ничего удивительного, ведь он внешне напоминает хрусталики льда. Горный хрусталь идеально прозрачен и чист. Когда держишь его в руках, то создается впечатление, что он вот-вот растает. Он прохладный на ощупь и его невозможно согреть в руках. Именно это отличает натуральный камень от имитации.

Кроме того, настоящий минерал очень твердый. Если по нему провести ножом, то на нем не останется никаких следов. Однако внешняя привлекательность это еще не все, чем может порадовать этот минерал. Дело в том, что горный хрусталь имеет магические свойства, которые позволяют использовать его в качестве амулета. Однако астрологи рекомендуют носить его далеко не всем знакам зодиака. Сегодня мы расскажем, кому подходит камень горный хрусталь и какие он имеет свойства.

Издавна считалось, что горный хрусталь – это волшебный минерал. Дело в том, что такой камень развивает в человеке дар ясновидения. Именно поэтому до сих пор маги и колдуны. используют в своих ритуалах хрустальный шар, в котором они могут увидеть события прошлого, настоящего и будущего. Даже обыватель может применять его в повседневной жизни. Для этого нужно поставить хрустальный шар в темном месте. После этого на него следует навести луч света. Далее нужно освободить свое сознание от мыслей и внимательно смотреть на шар. Через какое-то время в нем могут отобразиться события будущего. Помимо этого, шар может показать ответы на интересующие вопросы.

Однако чтобы открыть в себе дар ясновидения, необязательно использовать именно хрустальный шар. Можно носить украшения с этим камнем, которые разовьют способность видеть события будущего. Помимо этого, сила горного хрусталя настолько велика, что он позволяет открывать порталы в параллельные миры и общаться с духами умерших людей.

Кроме того, данный минерал помогает владельцу избавиться от бессонницы и оберегает его от кошмаров. Для этого нужно поместить камень под подушку.

Этот камень также обеспечивает защиту человека. Он вбирает в себя всю негативную энергетику, направленную против владельца и преобразует ее в положительную энергетику. Ее он отдает человеку, повышая тем самым его жизненные силы. Горный хрусталь защищает не только конкретного человека, но и всю его семью. Он предотвращает ссоры и скандалы. Кристалл помогает сохранить в семье гармонию и любовь.

Помимо этого, горный хрусталь притягивает удачу, финансовое благополучие и дарует счастье.

Лечебные свойства Горного хрусталя

Считается, что горный хрусталь имеет и лечебные свойства. Причем научно доказано, что данный минерал способствует избавлению от многих недугов. Целебными свойствами обладают все виды горного хрусталя, но наибольшую ценность для здоровья представляет камень зеленых оттенков.

Лечебные свойства горного хрусталя позволяют использовать камень для лечения ран. В данном случае он дает дезинфицирующий эффект и способствует заживлению поврежденных мягких тканей. Для этого горный хрусталь можно подержать рядом с раной или опустить камень на некоторое время в чистую воду, а потом обработать ей пораженную поверхность. Воду, заряженную горным хрусталем, можно использовать для приема внутрь. Она избавит организм от шлаков и токсинов, после чего человеку будет легче похудеть. Также камень поможет справиться с различными отравлениями.

Горный хрусталь можно использовать для лечения ушибов. Для этого нужно приложить кристалл к больному месту и оставить его так на несколько минут. Благодаря охлаждающему эффекту, очень скоро больной почувствует облегчение, а через какое-то время ушиб пройдет.

Данный минерал помогает снизить высокую температуру. Для этого его нужно прикладывать на некоторое время ко лбу.

Горный хрусталь положительно сказывается на состоянии нервной системы. Он успокаивает, избавляет от депрессии и перепадов настроения. Помимо этого, камень помогает справиться с такими негативными эмоциями, как гнев, вспыльчивость и ярость.

В китайской медицине горный хрусталь используется для проведения массажа. Специальными шариками массируются определенные точки на теле человека. Считается, что таким образом горный хрусталь улучшает работу всех органов и систем.

Кому подходит Горный хрусталь по знаку зодиака

Магия горного хрусталя считается одной из самых сильных, если сравнивать ее магией других природных камней. Однако подходит она далеко не всем. Ниже будут приведены данные, кому можно носить этот кристалл, а кому он противопоказан.

Совместимость горного хрусталя со знаком зодиака. Таблица 1.

Выбирая горный хрусталь для того или иного знака зодиака, нужно обращать внимание на его оттенок. Как понятно из таблицы, Овнам и Стрельцам минерал противопоказан. При этом неважно, какой кристалл имеет оттенок.

Близнецам, Весам и Водолеям идеально подойдет любой вид горного хрусталя. В данном случае камень обеспечит мощную защиту от любого негатива, направленного против владельца. Помимо этого, он может развить скрытые таланты и дарует удачу.

Рыбе, Раку и Скорпиону камень принесет счастье. Помимо этого, в данном случае он дарует уверенность в собственных силах и помогает преодолеть все препятствия, возникающие на пути к намеченной цели.

Девам и Козерогам можно носить любой горный хрусталь за исключение дымчатого минерала. Исключение составляют только те люди этих зодиакальных знаков, кто страдает от таких вредных привычек, как алкоголизм, употребление наркотиков и курение. Им как раз рекомендуется носить горный хрусталь, который имеет дымчатый оттенок. В данном случае минерал поможет им избавиться от этих дурных пристрастий.

Особыми свойствами обладает горный хрусталь черных оттенков. Он не подходит ни для кого знака зодиака за исключением Скорпиона. Считается, что такой камень открывает порталы в потусторонние миры.

Горный хрусталь – это один из самых красивых природных камней. Его уникальные магические и лечебные свойства позволяют человеку предвидеть будущее и избавляться от некоторых недугов. Помимо этого, он обеспечивает владельцу мощную защиту. Главное – выбрать натуральный горный хрусталь и верить в его волшебные свойства.

Наименее окрашенный кварц, в сущности, не следовало бы выделять в особую разновидность этого минерала, однако бесцветные и прозрачные кристаллы кварца имеют большое художественное и практическое значение, в связи с чем и заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Из истории горного хрусталя

Происхождение названия «Горный хрусталь».

Названия «хрусталь» (crystal) имеют очень древнее происхождение, и смысл с течением времени изменялся. Первоначально хрусталем называли хорошо образованные кристаллы кварца, и это продолжалось на протяжении почти двадцати столетий. Плиний в 37-й книге своей «Естественной истории» замечал:
«Кристаллус возникает совершенно иным путем, а именно в результате замерзания жидкости в условиях сильного мороза, подобно тому как образуется лед. Это подтверждается присутствием кристаллуса лишь в тех местах, где выпадает снег и бывают жестокие морозы. Таким образом, можно определенно утверждать, что он представляет собой в действительности лед и ничего более. В связи с этим греки дали ему название «кристаллос», что означает лед... В Европе добывают замечательный кристаллус, причем исключительно на вершинах Альп... Кажется поразительным, что кристаллус образует шестиугольные формы. Убедительного объяснения этому найти не удается, в связи с тем что грани кристаллуса имеют не вполне одинаковую форму. Стороны между ребрами у него настолько гладки, что ни один гранильщиц во всем мире не смог бы добиться лучшей полировки».
Еще в III в. до н. э. термин «кристаллос» применял Теофраст для обозначения горного хрусталя. Водяно-прозрачные и лишенные пятен кристаллы кварца греки называли «аконтета (aconteta) без пятен».
Представление о горном хрустале как об окаменевшем льде разделяли многие авторитеты средних веков, и оно было, по-видимому, широко распространено вплоть до XVII в., хотя Стено (1669 г.), Роберт Бойль (1672 г.) и другие ученые опровергали его. Аналогичное мнение о горном хрустале существовало в Китае, Японии и других странах. И даже у некоторых первобытных племен, как упоминалось в литературе, сходство белого кварца с уплотненным снегом, а прозрачного - со льдом вызывало появление подобных представлений. Так, эскимосы Аляски считали, что кварц образуется в центральных частях ледяных массивов, где лед смерзается настолько, что превращается в камень, а индейцы племени оджибуев называли белый кремень ледяным камнем. Римский поэт Клавдий (около 400 г. н. э.) в нескольких своих произведениях упоминает халцедоновый энгидрос и полагает, что в данном случае зимнего холода оказалось недостаточно для превращения всей воды в камень.
Названия «горный хрусталь» (rock crystal), так же как и просто «хрусталь», до настоящего времени продолжают широко использовать в их прежнем значении (последнее название, однако, применяют лишь к изделиям из стекла, по чистоте и ценности сходным с предметами, сделанными из природного горного хрусталя, или кристаллуса, как его называли в древности). Использование хрусталя для изготовления стеклянных предметов началось по крайней мере в XVI в. Прозрачные кристаллы кварца издавна стали служить символом чистоты и прозрачности, что привело к появлению выражения «кристально чистый». Понятия прозрачности и чистоты начинают часто употреблять как синонимы. Это привело к неудачному использованию очень чистых, но непроанализированных кристаллов кварца и исландского шпата в качестве эталонов для определения физических свойств этих минералов. Однако их химический состав и свойства могут изменяться независимо от окраски.

Еще правители древнего Египта использовали хрустальные шары для охлаждения рук. В древней Греции и древнем Риме и во времена средневековья из крупных кристаллов кварца вырезались вазы, кубки и другие сосуды, часто искусно выгравированные и инкрустированные серебром и золотом. Это искусство достигло наивысшего расцвета в эпоху Ренессанса, особенно в Милане, а также в Турине, Праге и Вене. Прекрасная коллекция такой посуды хранится в Музее естественной истории в Вене. Применяемый для этих изделий кварц получали главным образом из Мадагаскара и Швейцарии. В Китае, особенно во времена царствования Цан-Луна (1736-1796 гг.), из кварца, добывавшегося, вероятно, в Верхней Бирме, также изготавливали посуду. Искусство обработки камня, особенно полировка кварцевых шаров, получило развитие в Японии. Горный хрусталь обрабатывался, кроме того, в Дели (Индия). Изделия и украшения из горного хрусталя, и особенно из окрашенных мелкозернистых разновидностей кварца, изготавливали также в Екатеринбурге, где гранильные работы были основаны еще Екатериной II в 1721 г.

Кварц. Горный хрусталь с включениями серицита, турмалина и хлорита. Россия. Полярный Урал. Размер образца более 1 метра Полированный шар горного хрусталя идеальной чистоты весом 48 кг хранится в Национальном музее США в Вашингтоне. Этот уникальный шар был вырезан китайскими мастерами из горного хрусталя, который, как предполагают, был найден около Сакангии в районе Ката, Бирма. В этом районе в крупном сильно выветрелой пегматитовом теле наряду с прекрасными кристаллами топаза встречаются идиоморфные кристаллы прозрачного кварца весом более 680 кг. Большая часть этих кристаллов кварца ювелирного качества экспортировалась в Китай. Идеальные по чистоте кварцевые шары диаметром более 15 или 18 см редки и очень ценятся.

Несколько прекрасных коллекций ювелирных изделий из кварца стран Азии или Европы хранятся в США, в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в Нью-Йоркском музее Метрополитен. Изготовление из горного хрусталя резных украшений и посуды, а также небольших, используемых в технике предметов, например бумажных весов, прекратилось в Европе в XVIII в. в связи с развитием производства совершенно чистого и бесцветного стекла. Однако высококачественные стекла продолжают называть хрусталем, хотя это название само по себе впервые было применено к кварцу.
В прошлом горный хрусталь использовался в качестве украшений, а в настоящее время в этой сфере применения он почти полностью вытеснен стеклами и пластмассами. Обычно горный хрусталь гранится бриллиантом . Украшения из «рейнского камня» (нем. Rhinekiesel) получили свое название от галек кварца ювелирного качества, находимых в Рейне, куда они сносились из Альп рекой Аар. На прежнее широкое применение бесцветного кварца в ювелирном деле и довольно отдаленное сходство ею с алмазом указывает дополнение слова «алмаз » к названию месторождений кварца. Например, прозрачные кристаллы из округа Херкимер и района Лейк-Джордж в штате Нью-Йорк известны как «херкимерские алмазы» и «лейк-джорджские алмазы», а превосходные чистые кристаллы из песчаников и сланцев из Мармарош, Венгрия, называются «мармарошские алмазы». Кроме того, в США широко распространены и другие названия такого рода - «кейпмейские алмазы» и «арканзасские алмазы», в Англии - «бристольские алмазы» и «корнуэллские алмазы», во Франции -«бриансонские алмазы» и «аленсонские алмазы», в Германии - «шаумбергские алмазы» и т. д.

Практическое использование горного хрусталя

Горный хрусталь. Фото друзы прозрачного бесцветного кварца. Химическая и физическая устойчивость кварца обусловила применение крупных блоков кварца, вырезанных из кристаллов горного хрусталя, в качестве национальных стандартов меры массы.

Измерения объема таких блоков производились с большой точностью путем изменения плотности кварца. Практическое использование горного хрусталя весьма разнообразно. Линзы из горного хрусталя, обнаруженные в Нимраде, были сделаны еще в 3800-х гг. до н. э. Из бразильского кварца в Европе в XIX в. изготовляли линзы для очков и ручные зеркала. Первое широкое использование в научных целях горный хрусталь получил в качестве призм в оптических спектрографах. В последние годы горный хрусталь применяется как пьезоэлектрический материал.
Среди наиболее широко известных хрусталеносных районов, поставляющих крупные бесцветные и чистые кристаллы или агрегаты кварца, следует назвать Мадагаскар, из которого в течение столетий горный хрусталь экспортировался в Европу, месторождения в штате Гояс и других штатах Бразилии, которые в настоящее время являются основными источниками пьезокварца, швейцарские месторождения, где большая часть крупных кристаллов имеет более или менее дымчатую окраску , и, наконец, бирманские месторождения. В 1938 г. у Итамарандиба в горнорудном районе Диамантина, Минас-Жераис, Бразилия, был найден почти полностью покрытый гранями двухвершинный кристалл кварца, который весил 5,5 г. Этот кристалл был разбит кувалдами, и наиболее крупный, не нарушенный трещинами обломок чистого кварца весом 500 кг в 1951 г. был продан более чем за 60 000 долларов в Англию для производства
кварцевых призм.

Изделиями из горного хрусталя больше славилась не Екатеринбургская, а Петергофская фабрика. На Екатеринбургской гранильной фабрике преимущественно использовался аметист и, как совершенно- верно отмечает К. Фрондель, выпускались великолепные изделия из мелкозернистых разновидностей киарца, в особенности из уральских яшм многочисленных расцветок. Однако наиболее крупные по размеру изделия из мелкозернистых разновидностей кварца (яшмы самых различных оттенков и узоров, белоречиты) были выпущены Колыванской шлифовальной фабрикой на Алтае, где, в частности, из монолита зеленой волнистой ревневской яшмы весом 1200 пудов была изготовлена в первой половине XIX в. по рисунку Гваренги ваза весом 650 пудов, а также монолитные яшмовые колонны высотой более 4 ж и другие изделия.

Поделиться: