Французские духи – произведение искусства в ароматах! Самые известные парфюмеры

Но большинству из них не удается повторить успех бестселлеров, которые навсегда вошли в историю парфюмерии. Названия этих легендарных творений у всех на слуху – они никогда не выйдут из моды и останутся любимыми во все времена. В специальном обзоре ELLE – самые актуальные парфюмерные шедевры.

Просто непозволительно, говоря об этом культовом парфюме, использовать тривиальные формулировки типа « – это аромат, который принадлежит к группе цветочные альдегидные». Невозможно в банальной формуле передать истинную сущность этого аромата-легенды, мечты, самого известного и самого продаваемого парфюма в мире, лицом которого были только звезды уровня Мэрилин Монро, Катрин Денев и Николь Кидман. В начале 20-х годов – во время торжества авангарда и бессистемности – этот парфюм стал настоящей сенсацией, ровно как и придуманное Мадемуазель маленькое черное платье: минималистичный, как лабораторный сосуд, флакон содержал в себе парфюм, который отличался от популярных в то время моноароматов розы и ландыша. Это был сложный и элегантный микс альдегидов, бергамота, ириса, амбры, мускуса и дубового мха. Мир сошел с ума от этой композиции – современники считали, что это и есть запах женщины! Настоящее помешательство продолжалось долгие десятки лет, и даже сегодня бренд не пытается выстраивать новую маркетинговую стратегию: Chanel N°5 остается символом элегантности и безупречного вкуса.

«Для тех, кто в зависимости от YSL» – так звучал слоган этого аромата в 1977 году. Провокационное название «Опиум» и флакон, напоминающий дорогую японскую шкатулку для табака, подливали масла в огонь – мир всерьез обсуждал аромат в контексте пропаганды наркотиков. А между тем, это был гениальный парфюм – лучший в истории восточных ароматов всех времен. Восток и чувственное тепло звучали экстраординарной пряной гармонией сложных граней – невероятным образом здесь примирили бергамот и ваниль, простое и сложное, чувственное и иррациональное. Уже в первый день запуска Opium побил все рекорды по продажам: духи раскупали за считаные дни, а француженки и впрямь впали от них в зависимость. По сей день аромат возглавляет списки самых продаваемых парфюмерных творений всех времен.

Созданные в 90-е, эти духи стали не только главной парфюмерной сенсацией в пору безвременья в мире моды и красоты, но также получили статус вечной классики всего за несколько лет. В 1992 году в моде был минимализм во всем – продвинутые девушки выступали за андрогинность и интеллектуальный унисекс. Все поголовно выбирали свежие холодные запахи, отражающие идею чистоты и простоты. Против всех законов времени, Angel демонстрировал абсолютно другую идею – утрированной сексуальности, роскоши, избыточности и сладости на грани фола. Его композиция стала квинтессенцией сладости: вместо морского бриза звучали ноты сахарной ваты, шоколада, пралине, пачули, мускус, ванили… Мир разделился на 2 лагеря – у аромата было столько же противников, сколько и поклонников, но равнодушным он не оставил никого. В 90-е Angel стал абсолютным лидером продаж, а сегодня он имеет статус «вечного» аромата, который никогда не выйдет из моды.

L"Eau par Kenzo

Мир парфюмерии поделился на ДО и ПОСЛЕ в 1996 году, когда увидел свет аромат L"Eau par Kenzo Kenzo, на долгие годы ставший символом лаконичности и эталонного минимализма в парфюмерии. Принадлежащий к группе цветочных водяных ароматов, он стал отражением нового понимания чувственности – насыщенный, но свежий, легкий, при этом поражающий идеей безграничной глубины. Его удивительная композиция сочетает ноты зеленой сирени, мандарина, тростника и мяты, которые переходят в ноты фиалки, перца и водяной линии. В завершении звучат ноты ванили и кедра. Названный бьюти-шедевром сразу после появления, L"Eau par Kenzo по сей день не сдает своих позиций и является одним из самых популярных ароматов всех времен.

Еще в далеком 1947 году вышел аромат, ставший идеальным воплощением представлений бренда Dior о женской красоте. Свои первые духи Кристиан Диор назвал Miss Dior, и именно они сопровождали первый показ мод Christian Dior 12 февраля 1947 года на авеню Монтень – та самая революционная коллекция New Look проходила в легком флере этого терпкого аромата. Идею чувственности и исключительной элегантности до Диора никто не демонстрировал так убедительно. К слову, с современным бестселлером Miss Dior Cherie 2005 года у классической версии не так много общего – тогда, в 1947 году, там звучали альдегиды, гардения и гальбанум, а в середине нулевых узнаваемой чертой стала нота карамельного попкорна. Сам Диор так прокомментировал свое творение: «Я создал этот аромат, окутывающий женщин невидимой аурой изысканной женственности».

Два главных парфюмерных носа – Кристин Нажель и Франсис Куркджан – создали в 2003 году шедевр, отражающий прогрессивные представления о женской красоте и сексуальности. Цветочный древесно-мускусный аромат Narciso Rodriguez For Her – это ода редкой женщине. Она сексуальна и обольстительна, но не в общепринятом понимании – в аромате звучит едва уловимая тонкая грань между сексуальной провокацией и зрелым целомудрием, игривостью и дерзким любопытством. Коктейль из нежных цветков апельсина, манящего флера иланг-иланга и жасмина разбавлен горьковатым вкусом египетского мускуса, что дает парфюму глубину и мощь – пахнуть Narciso Rodriguez For Her по сей день считается знаком хорошего вкуса.

Ворвавшись на бьюти-рынок сравнительно недавно, Dolce & Gabbana амбициозно занял нишу бренда, который знает все о женской сексуальности. Правильная чувственность, классическая роскошь, нескромная обольстительность – еще чуть-чуть, и он был бы too much, но знаменитый дуэт тем и гениален, что знает, когда вовремя остановиться. В открытии композиции The One звучит сочный микс личи, мандарина, бергамота и игривого персика, которые словно окутаны теплом солнечных лучей. Раскрывается композиция изысканной мягкостью жасмина, нежных ландышей, белой лилии и даже сливы. The One формации 2006 года и его композиционные продолжения (L"Eau The One , Rose The One и The One Lace Edition) – это ароматы на тему обольщения. Передать идею уникальной женской красоты, которая соблазнительна, но не вульгарна, – секрет сногсшибательного успеха аромата, ставшего культовым: он воплотил самую заветную мечту каждой женщины.

Необыкновенный аромат Жака Герлена Shalimar стал первым восточным парфюмом, легенда создания которого столь же прекрасна, сколь и он сам. Как известно, четыре столетия назад в Индии император Шах-Джахан воспылал страстной любовью к принцессе Мумтаз-Махал. В честь своей возлюбленной он повелел разбить сады Шалимара и построить Тадж-Махал, ставший одним из семи новых чудес света. Эта невероятная история любви вдохновила Жака Герлена, и в 1925 году он представил первый в истории парфюм на тему Востока, где соединил такие несочетаемые ингредиенты, как, например, цитрус и сандал. Чувственный, величественный, сложный аромат, Shalimar от Guerlain – это точно не сезонный парфюм; его магия актуальна во все времена.

Этот аромат вышел в 2001 году и сразу стал парфюмерным бестселлером. Его узнаваемый шлейф вот уже почти 15 лет считается одним из главных парфюмерных хитов всех времен. Легкий аромат с восточным флером – как это возможно? Легкость и женственность здесь нашли выражение в особой ауре фирменной элегантности самого известного цветочного аромата в мире. Романтика и молодость парфюма сложные, с удивительным ориентальным характером – в пирамиде звучат такие разные ингредиенты, как мандарин и пачули, роза и жасмин.

О стартовом капитале и производстве

Создание ароматов представляет собой длинную цепочку шагов, связанных с изготовлением и производством, что подразумевает немалые затраты. «Для парфюмерного бизнеса потребуется как минимум семь больших производств, на каждом из которых свои правила. Это химическое производство (место, где производится синтетическое сырье), производство натуральных веществ, стекольное и пластмассовое производства, типография, производства по розливу и по изготовлению мелких металлических деталей, - рассказывает Любовь Берлянская, специалист по парфюмерным композициям и креативный директор Brocard. - Заводов по производству синтетических компонентов по всему миру немного, как правило, они принадлежат крупным компаниям - производителям отдушек и ароматизаторов вроде Givaudan, Firmenich или Symrise. Натуральное сырье можно закупать в разных местах. Лучшие стекольные заводы расположены в Европе, также есть в Китае и Индии. Для распечатки коробок для флаконов нужна типография».

«На сегодняшний день, оглядываясь на свой опыт, я думаю, что лучше иметь стартовый капитал в 10 миллионов рублей. Да, это выше среднего, но такая сумма поможет организовать хороший стартап. Через год-полтора должно вернуть около 15% вложенных средств, которые вы сможете снова пустить в оборот. Нужно несколько лет, чтобы выйти в ноль и начать зарабатывать. Это при стабильно хороших результатах каждый день. Но на доход влияет множество факторов: в первую очередь экономика в стране, которая не всегда стабильна. Также покупательная активность активизируется или падает в зависимости от времени года. В январе и летом покупают меньше, в декабре, ноябре, конце февраля и в сентябре - больше», - объясняет Сергей Губанов, российский актер, основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U .

«Если хотите продаваться в магазинах, то нужна документация, в первую очередь декларация соответствия техническим условиям Таможенного союза. Тут сразу есть плюс: как следует из названия, она действует на всей территории Таможенного союза. Ну и не стоит забывать, что сразу понадобится юридическое лицо», - объясняет Евгения Калинина, парфюмер, основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI . Основатель бренда селективного парфюма Seleсtion Excellence Мария Борисова говорит о том, что для создания ароматов в качестве хобби можно уложиться и в 100 тысяч рублей. «Но если вы сразу хотите продуманный бренд до мелочей, целую линейку ароматов и какой-то еще попутный товар, то эта будет сумма с огромным количество нулей и ее даже сложно предположить. В России, к сожалению, для малого бизнеса особо ничего нет, и крупные производители флаконов просто не будут с вами разговаривать. Есть много европейских компаний, к которым можно обратиться и с которыми будет удобно работать. Но основная масса предпочитает заказывать флаконы в Китае - там можно найти все что угодно. Но мы не работаем с Китаем и к тому же, получается сложная логистика. Качество флаконов сразу понятно, когда берешь его в руку: мутное стекло или нет, кривые или ровные стенки».

О компонентах

Цены на ароматические материалы в западных магазинах зачастую в несколько раз ниже цен на аналогичные материалы в российских магазинах, и практически все парфюмеры закупают компоненты за границей. «У западных магазинов есть свои минусы: не все доставляют в Россию, есть ограничения на отправку самолетом (некоторые ароматические материалы относятся к легковоспламеняющимся), долгий срок ожидания заказа, возможные сложности на таможне , не стоит забывать и про ограничение суммы покупок в зарубежных интернет-магазинах без пошлины. Среди плюсов - широчайший ассортимент и отменное качество», - рассказывает Анна Зворыкина , российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».

«Мы работаем напрямую с самыми крупными производителями компонентов - Firmenich, IFF, Robertet, Givaudan (Франция, США, Швейцария, также у нас есть поставщики из Японии и Германии). Для того чтобы установить с ними контакты напрямую, минуя посредников, пришлось приложить немало усилий, времени, а также размещать крупные заказы, от нескольких литров для большинства веществ. Кажется, что это немного. Для некоторых компонентов это, и правда, так, но учитывая, что составляющих очень много, и некоторые вещества используются в мизерных количествах в расчете на один флакон (например, всего 2–3 капли для создания легкого акцента), закупка 5 литров такого вещества (а стоят качественные парфюмерные компоненты очень дорого) - это немалые затраты», - объясняет Евгения Калинина.

«Ингредиенты можно закупать по всему миру, важно найти тот конкретный эфир, который вам нужен. Сейчас нет ограничений по ввозу, главное - следовать всем таможенным правилам. Если вы будете невнимательны, то именно с таможней могут возникать самые большие проблемы. При закупке аромамасел вы должны четко понимать, что вам нужно для этого аромата, ведь разные масла продаются в разных регионах. В России есть ингредиенты, чаще это масла из растений, растущих на территории страны: кедр, сосна, береза, можжевельник, пихта», - говорит Сергей Губанов.

О флаконах

Флакон можно разработать вместе с промышленным дизайнером в России или за границей, но можно выбрать и из каталога. «По этому пути чаще всего идет нишевая парфюмерия, в силу того что разработка собственных форм предполагает высокую стоимость и большие тиражи (от 25–50 тысяч штук) в зависимости от места производства и сложности изготовления. Когда флакон и крышка выбраны, можно переходить к созданию дизайна упаковки и декорации флакона. Все это занимает порядка 3–6 месяцев. Когда и этот этап завершен, нужно подумать, на каком заводе разливать. На все про все уйдет еще до четырех месяцев. В общем, чтобы аромат или линейка ароматов вышли в свет, потребуется около 9 месяцев», - рассказывает Любовь Берлянская.

«Флаконы мы закупаем в Германии, спреи - во Франции, а вот металлизацию флаконов (многие думают, что наши флаконы металлические, но на самом деле они сделаны из качественного толстостенного стекла со специальным металлическим покрытием) делаем в России. Обращать внимание нужно прежде всего на качество. Качественного продукта такого плана в России практически нет, зато есть разные закручивающиеся (не обжимные) китайские флаконы из тонкого стекла. С ними лучше не связываться - потратите кучу времени и нервов. Также надо быть внимательным с выбором спреев, потому что в таких изделиях очень высокий процент брака», - предупреждает Евгения Калинина.

«При закупке флаконов в первую очередь обращайте внимание на качество товара. В описании всегда указывается процент брака, следите, чтобы он был минимальным. Иначе возникнут проблемы при закупоривании флаконов, техника просто не возьмет бракованный флакон. Этикетка или нанесение на стекло - тут решать только вам. Это в первую очередь зависит от бюджета, а также влияет на финальную стоимость парфюма», - советует Сергей Губанов.

О времени на создание

Если вы хотите делать все самостоятельно, то можете даже замешивать парфюм дома. «Для этого нужно иметь образование химика и пройти обучение у профессионального парфюмера, как я знаю, этому учат около 3–5 лет. Мы делаем все на производстве, у нас есть технолог, но все равно - на изготовление одного аромата в среднем уходит около одного года», - объясняет Сергей Губанов. Любой человек может в домашних условиях создать для себя аромат из масел. «Я не советую покупать эфирные масла в аптеках и в незнакомых магазинах. Также проверяйте этикетки: там обязательно должны быть латинское название растения, из которого получено масло, и способ получения (например, ‘’дистилляция с паром’’, ‘’эфирное масло’’ или ‘’экстракция’’, ‘’абсолют’’. Сразу скажу про цены: если 10 мл любого масла стоит 10-50 рублей, то это не эфирное масло, полученное натуральным путем», - дополняет Анна Зворыкина.

«Создавать на любительском уровне - для себя, друзей, - наверно, можно в домашних условиях, производить - нет. Здесь ограничения те же, что с производством косметики, то есть нужна лаборатория. А вот заниматься созданием ароматов, подбором основных нот, знакомиться, понимать и учиться работать с определенными компонентами, пожалуй, можно там, где этого требует вдохновение, - говорит Евгения Калинина. - Что касается времени на создание аромата, то это совершенно непредсказуемо. Как и с любым произведением искусства, основная идея или сочетание нот могут родиться ""в один присест"". Другое дело, что доработка аромата, его совершенствование может занять недели и месяцы. Иногда ароматы рождаются годами. Можно вынашивать идею, оттачивать ее, месяцами прибавляя все новые и новые штрихи, пока аромат не станет таким, как бы того хотелось», - говорит основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI.

О продвижении

В продвижении ароматов также есть особенности, лучше всего работают офлайн-продажи: так покупатели смогут объективно оценить композицию. «Парфюмерия - очень специфический продукт. Пока у вас нет бренда, который хотя бы на слуху, то продаваться онлайн очень сложно. Нужно делать упор на офлайн-каналы - различные магазины и шоу-румы, устанавливать с ними личные контакты. Потом - проще, например, сейчас у нас большое количество продаж онлайн: работают повторные покупки, советы друзей, ситуации из серии ""слушала аромат в магазине но почему-то не купила, не могу жить без него""», - рассказывает Евгения Калинина.

«Распространяем парфюм мы по всем основным каналам. Можно наладить сотрудничество с салонами красоты, магазинами косметики, товаров для дома, магазинами одежды как офлайн, так и онлайн и даже барбершопами. И не стоит игнорировать профессиональные выставки - это самая благодатная почва. Там можно не только продать товар на месте, но и заключить договор о поставке и найти дистрибьютора», - говорит основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U.

В современном мире парфюмерная индустрия постоянно развивается, расширяя ассортимент своей продукции. Непрерывно парфюмеры создают все новые и неповторимые парфюмерные композиции. На сегодня парфюмеры зарегистрировали и производят свыше 20 тысяч композиций. Многие Дома Моды и известные дизайнеры одежды стали запускать собственные линии производства парфюмерной продукции, которые приносят значительные прибыли, чем создаваемые ими модные коллекции одежды. В современном мире парфюмерный бизнес развивается так, что созданием и производством ароматов занимаются такие фирмы, которые узко специализированы на это производство. 70% рынка охватывают десять крупнейших исследовательских фирм. Заказ на создание нового аромата проводится на конкурсной основе. Дома Моды устраивают конкурс среди специализированных фирм, фирма-победитель получает полное право на разработку и производство определенной парфюмерной продукции.

Одной из крупнейших гигантов создателей ароматов на парфюмерном рынке является швейцарская компания Givaudan. Эта компания считается всемирно-признанной и ведущей в своей сфере деятельности. Годом основания компания считает 1796 год. Создание ароматов парфюмерной композиции всегда привлекает известных дизайнеров. Так, например, такие знаменитости как Кельвин Клейн, Нина Ричи и многие другие известные личности создали совместно со специалистами парфюмерами компании свои индивидуальные духи. И этот процесс создания все более привлекательного парфюма бесконечен и постоянно востребован. Компания имеет множество своих подразделений во многих странах мира (порядка 50 стран), которые обслуживают своих клиентов в различных частях света. На парфюмерном рынке продукция этой компании составляет порядка 19,1%, объем продаж превысил 4 171,3 миллиона долларов. По этим показателям за 2011 год компания вышла в лидеры на рынке продаж. Чистая прибыль составила 199 миллионов швейцарских франков.

Швейцарская компания Firmenich SA также принадлежит к числу крупнейших парфюмерных компаний. Начиная свое производство с 1895 года, компания создала значительное количество привлекательных парфюмерных композиций, многие из которых популярны среди миллионов потребителей и по настоящее время. Компания имеет множество подразделений в 64 странах мира. Объем продаж 2011 года примерно равен 2 808, 6 миллионов долларов, что составляет 12,9% в доле рынка.

Американская компания IFF является крупнейшей в США и одна из крупных мировых гигантов в области производства ароматов. Создана компания в 1958 году. Компания в 2011 году по объему продаж вышла на третье место в мире. Доля продаж на рынке составила 12,8 %, объемы продаж 2011 года равны 2 788 миллионов долларов.

Основанная в 2003 году компания Symrise входит в число основных мировых производителей ароматов. Штаб квартира компании расположена в Германии. Объемы продаж на мировом рынке за 2011 год составили 2 052,2 миллиона долларов, что равно 9,4% доли парфюмерного рынка.

Японская компания Takasago по результатам 2011 года вошла в число крупнейших мировых компаний производителей ароматов. Объемы продаж составили 1 474,1 миллион долларов, рыночная доля продаж составила 6,8%. Созданная в 1920 году в Японии компания через 40 лет открыла свои подразделения в Нью-Йорке, Париже. Это были первые шаги на пути международного расширения бизнеса. Сейчас эта компания владеет крупными предприятиями и исследовательскими лабораториями во многих странах мира.
На современном этапе развития парфюмерного бизнеса компания Takasago является ведущей компанией на рынке стран Азии. Удачное использование широкого спектра восточных ароматов с высокими технологиями помогает компании достигать ведущих позиций в создании уникального парфюмерного сырья, которое привлекает таких известных и крупных производителей, как Givenchy, Christian Lacroix, Guerlain, Lancome, Rochas и ряд других производителей.

Многие современные компании производители ароматов освоили производства синтетических ароматов, это вошло в моду с конца девятнадцатого века. Эти ароматы намного экономичнее и обладают более низкой степенью аллергенности. Однако эти новомодные ингредиенты уступают по качеству натуральным компонентам, поскольку они не могут передать весь тонкий колорит естественных запахов. Порой парфюмеры при создании ароматов удачно используют синтетические и натуральные компоненты. Chanel 5 – одно из таких творений Коко Шанель.

Из стран лидером продаж на рынке является Франция, около 33% мировых продаж парфюмерной продукции принадлежат французским брендам. В десятку лидеров стран-экспортеров входят также США, Германия, Япония, Италия, Китай, Канада, Испания, Нидерланды, Бельгия.

История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции жасмин и розы. И только в XII веке с развитием торговых отношений парфюмерия полноценно пришла в Европу. Короли и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока, которые затем попадали во Францию.

К XV веку Грасc и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами. В XVI веке объединились две профессии - перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. Позже потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рждением парфюмерии, т.к. стало возможным творить бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и эссенций животного происхождения.

Переворот в истории французской парфюмерии

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в истории парфюмерная фабрика в мире.

Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Они готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии.

Душистые масла тоже были естественными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (eau de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и не повелел доставлять ее из Германии. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон.

Именно Наполеон создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый день с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин стал официальным.

В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает свою первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создает знаменитые ароматы, в том числе Jicky (1889г.), Mitsouko (1919г.), Shalimar (1925г.)

Затем в XIX веке Жан Герлен (Guerlain), Франсуа Коти (Coty) и Эрнест Дальтроф (Caron) - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на первую декаду XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды.

Французская парфюмерия локомотив моды

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году «синтетические» альдегидные духи с собственным товарным знаком Chanel №5. "И до Шанель другие кутюрье... стали пробовать себя в качестве создателей духов, - пишет биограф Шанель Эдмонд Шарль Ру. - Но никто до нее не рискнул посягнуть на царство цветочных запахов".

Духи продолжают эволюционировать. Еще до Шанель, Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил " Сhуprе " (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В 1929 году огромным успехом пользовались духи "Лиу", названные по имени персонажа оперы Пуччини "Турандот". Лиу - служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи "Лиу" становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи "Ночной полет", название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).

30-е годы - расцвет "мужских" запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака.
Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. Он назвал их Femme.

Три года спустя Кристиан Диор, создав женственную коллекцию "нью лук" со струящимися тканями и разлетающимися юбками, дополняет ее ароматом Miss Dior. Позже последовали "Диориссима", "Диорелла", "Диориссант" (1956, 1972, 1979 годы).

Еще три открытия состоялись в 40-е годы: появились Bandit Пигэ - духи с запахом кожи и меха, Vent vert с запахом травы и листьев, породивший новое направление "зеленых" духов, и цветочный аромат L"air du temps Нины Риччи.

Количество новых духов резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма . Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт ароматы для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом пафрюмов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин, также в это время появляются "бисексуальные" запахи, успех которых был связан с культурой хиппи.

Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Пряная восточная тема проникает и в духи. В моде амбровый запах Chamade Герлена и Fijiu Ги Ляроша.

В 70-е годы пришла мода на коллекции pret-a-porter. Так возникла новая парфюмерия pret-a-porter de lux, не потерявшая высокого качества и изысканности haute couture, но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, "амбровые" ароматы. На исходе этого десятилетия в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. В 1985 году появились Poison Диора, американские Obsession Кельвина Кляйна и Beautiful Эсте Лаудер. В 1987 году духи "Пуазон" были удостоены сразу двух престижных премий - итальянского приза Екатерины Медичи и американского - как духи с наиболее тонким ароматом. Именно этим духам принадлежит абсолютный рекорд по объемам продаж.

В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" (Living-Flower Technology) позволяет теперь "собирать" запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.

Два последних десятилетия в мире духов происходят удивительные изменения. Запахи рождаются в определенный отрезок времени под условным девизом. 1981 -1985-е годы - чувственность и сексуальность. 1986-1988-е годы - женственность и классицизм. 1988-1990-е - загадка, духовность и символизм. 1990-е годы - аутентичность природе, свежесть, естественность и экологичность.

В 1990 году появляются знаменитые Tresor Ланкома. В 1995 году фирма Кристиан Диор выпускает Dolce vita («Сладкая жизнь»).

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются фруктовые запахи.
По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменились.

Французский банк данных в области парфюмерии насчитывает в своем каталоге за 1880-1985-е годы в общей сложности 8 тысяч названий духов, из которых 6 тысяч созданы во Франции, а 2 тысячи - в других странах. Однако французы утверждают, что примерно еще 2 тысячи составов остались без внимания.

Информация о французской парфюмерии составлена по материалам www.mary.kay.com.ua

Крупнейшими парфюмерными музеями Франции заведует дом Fragonard. Парижский музей занимает два этажа в особняке XIX века на улице Скриб в 9 округе. Он был открыт в 1983 году, а само здание гораздо старше, и было построено в 1860 году одним из учеников знаменитого архитектора Гарнье. Опера Гарнье (та самая, где под руководством Эндрю Ллойда Вебера пел Призрак) здесь неподалеку, музей расположен прямо напротив ее входа.

Парфюмерный орган в Музее "Фрагонар" в Париже

Первый этаж посвящен всевозможным экспозициям, в их числе, знаменитый «парфюмерный орган». Ряды полок с ингредиентами расположены таким образом, что напоминают орган в кафедральном соборе, а в центре экспозиции — весы, обязательный инструмент для работы с органическим «сырьем».

В музее есть все необходимое, чтобы полностью погрузиться в историю парфюмерии. Тут и витрины с самыми необычными флаконами разных эпох, с покрытыми пылью веков парфюмерными альманахами, прямо в комнатах особняка также выставлены абсолютно все приборы, использовавшиеся парфюмерами прошлого для изготовления драгоценных субстанций.

Музей духов "Фрагонар", Париж

Плюс есть возможность вживую понаблюдать за всеми этапами изготовления духов Fragonard с комментариями гида, что само по себе занятие крайне увлекательное. Услуги гида, между прочим, предоставляются бесплатно, как и вход в музей.

Чем же музей живет, если все бесплатно? После подробной экскурсии с «дегустацией» всех запахов, которыми славится дом Fragonard, невозможно не прикупить фирменную золотую бутылочку по заводской цене. Как известно, на фабрике оно дешевле, чем в любом магазине, о чем не преминет напомнить гид-консультант.

Адрес: 9 rue Scribe

Время работы: пн-сб с 9:00 до 18:00; вс с 9:00 до 17:00

Вход: бесплатный

Музей парфюмерии "Фрагонард", Грасс, Франция

Не стоит ограничиваться походом лишь в парижский музей Fragonard. Чтобы как следует надышаться самыми вкусными ароматами и раскрыть все секреты французской парфюмерии, нужно обязательно отправиться в Грасс, крохотный город в Приморских Альпах.

Именно Грасс в XVI веке завоевал себе славу «парфюмерной столицы мира». История производства местных духов весьма известна, особенно после выхода романа Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Город существовал за счет производства кожаных изделий, а кожевенное дело, увы, дурно пахнет. Чтобы как-то перебить тяжелый аромат, окутавший город, местные умельцы стали экспериментировать со смесями из цветов, а цветочных полей вокруг города было предостаточно. И мало-помалу кожевники перевоплотились в первых парфюмеров средневековой Европы.

Музей "Фрагонард" в Грассе

Сейчас этот тихий провинциальный городок по-прежнему существует благодаря искусству своих парфюмеров. А для дома Fragonard Грасс имеет особое значение, так как здесь родился Жан-Оноре Фрагонар, талантливый живописец, в чью честь и был назван этот парфюмерный дом.

Как и парижский музей, музей в Грассе богат своими экспозициями и заманчивым туром по фабрике, где производят духи Fragonard. В процессе можно даже поучаствовать и «состряпать» аромат своего имени на скорую руку под руководством гида, владеющего всеми европейскими языками.

Адрес: 20, bd Fragonard

Время работы: пн-вс с 9:00 до 18:30 с сентября по июнь; июль и август с 9:00 до 19:00

Вход: бесплатный

Музеи Molinard и Galimard

Кроме музея Fragonard, в Грассе можно также посетить небольшие парфюмерные музеи домов Molinard и Galimard. И там и там предлагается совершить тур по фабрике и приобрести со скидками духи, мыло и косметику.

Parfumerie Molinard

Адрес: 60, bd Victor Hugo

Время работы: пн-вс с 9:30 до 18:30

Вход: бесплатный

Parfumerie Galimard

Адрес: 73, Route de Cannes

Время работы: пн-вс с 9:00 до 18:00

Вход: бесплатный

Международный музей парфюмерии в Грассе, Франция

А для завершения парфюм-тура по музеям Грасса обязателен к посещению Международный музей парфюмерии. Это что-то вроде парфюмерного Лувра, где можно потратить несколько часов на подробный осмотр витрин и экспозиций. Рассматриваются все аспекты, начиная от истории и производства, и заканчивая вопросами маркетинга и современных открытий. У гостей также есть возможность посетить сады при музее, где выставляются образцы различных растений, используемых парфюмерами.

Адрес: 2, Boulevard du Jeu de Ballon

Время работы: пн-вс с 10:00 до 19:00 с апреля по сентябрь; с 10:30 до 17:30 с октября по март

Вход: 4 евро - музей, 3 евро - сады; до 18 лет - бесплатно

Музей парфюмерии в Барселоне, Испания

Музей парфюмерии в Барселоне — не иначе как парфюмерная сокровищница с более чем пятью тысячами бутылированных ароматов. Среди них — духи принцессы Монако Грейс Келли, духи, конфискованные у Марии-Антуанетты, аромат Le Roi Soleil во флаконе работы самого Сальвадора Дали, огромная коллекция раритетных флаконов из Древнего Египта, Месопотамии, Израиля и Древнего Рима.

Museo del Perfume удачно расположен в самом центре города и окружен шедеврами Гауди. Он был открыт в 1963 году синьором Рамоном Планасом и продолжает накапливать редкие флаконы и ароматы. Guerlain, Dior, Lanvin, Givenchy, Amouage, Chanel, Escada, Borsari — все они здесь, самые эксклюзивные изделия с момента запуска первой линии духов каждого именитого дома.

Адрес: Passeig de Gràcia, 39

Время работы: пн-пт с 10:30 до 20:00; сб с 11:00 до 14:00

Вход: 5 евро

Музей духов в Доме Фарина, Кельн, Германия

Было бы сущим преступлением оказаться в Кельне и не посетить самую древнюю из и поныне работающих парфюмерных фабрик. С 1709 года здесь выпускается самое знаменитое и популярное немецкое парфюмерное изделие — Eau de Cologne (отсюда — русское «одеколон»).

Путешествие в несколько этажей старинного особняка расскажет о всех тонкостях производства Eau de Cologne, как это делалось в XVIII веке и как потомки Йохана Марии Фарины организуют потоковый выпуск фирменных одеколонов сейчас.

Единственная сложность — просто так прийти в музей нельзя, нужно заранее договариваться об организованном визите с группой или об индивидуальном туре по фабрике с местным гидом (в том числе, русскоговорящим). По окончании тура выдается подарок в виде 4 мл эксклюзивной бутылочки Eau de Cologne.

Адрес: Obenmarspforten, 21

Время работы: пн-сб с 10:00 до 19:00; вс с 11:00 до 17:00

Вход: от 5 евро

Музей парфюмерии в Гаване, Куба

Если уж занесло на Кубу, как не сходить в местный парфюмерный музей? Особенно если здесь можно насладиться исконно кубинскими ароматами от Gravi, Sebatés и Crusellas. В музее собрана полная коллекция Suchel Fragrencia, главного парфюмерного дома страны.

Музей находится в старой части города неподалеку от пристани, и помимо традиционных для музея развлечений в виде винтажных перегонных кубов и витрин с колбочками и ингредиентами предлагает для покупки местные духи ручной работы в керамических флаконах.

Адрес: Mercaderes str

Время работы: вт-сб с 14:30 до 21:45; вс с 9:00 до 13:00

Вход: бесплатный

Музей парфюмерии в Центре Джулии Бонне

Внушительную коллекцию из 1000 различных ароматов предлагает своим посетителям парфюмерный музей крохотной Андорры. Центр, где находится музей, посвящен Джулии Бонет, в целом, легендарной для Андорры личности.

Во второй половине XX века донна Джулия сколотила приличное состояние, основав парфюмерную сеть Perfumería Julia. Она завозила в Андорру и Испанию парфюмерные продукты, купить которые можно было только во Франции. На настоящий момент наследники Джулии владеют 72 магазинами, 22 из которых в Андорре, остальные — в Испании.

Музей отлично оснащен в плане визуального и звукового оформления стендов. Что особенно приятно, здесь можно непосредственно понюхать любой парфюмерный экспонат.

Адрес: Av.Carlemany 115, Centre Júlia. 1r pis

Время работы: пн с 16:00 до 20:00; вт-сб с 10:00 до 13:30 и с 16:00 до 20:00; в июле и августе открыт ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 16:00 до 20:00

Вход: 5 евро

Московский музей парфюмерии, Москва, Россия

Сходить на экскурсию в парфюмерный музей можно и в Москве. Он занимает почтенный особняк на Старом Арбате. Каждая интерактивная экспозиция формируется из 1500-2000 культовых ароматов прошлого, а фонд хранилища насчитывает около 60000 единиц уникальных старых духов. Рассказывают про историю и современность, дают до головокружения насытиться всевозможными ароматами, запивая ощущения чашечкой чая или кофе.

Адрес: ул. Арбат, 36

Время работы: с 12 до 22 ежедневно

Вход: от 1500/чел за групповую экскурсию до 12000/чел за индивидуальную романтическую экскурсию

Статью подготовила Юлия Самохина

Поделиться: