Этическая беседа по нравственному воспитанию на тему "чувства". "беседы по социально-нравственному воспитанию"

ирина гудинова
Этические беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребёнка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает учить их нравственному поведению .

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор, который зависит от степени развития нравственного сознания , тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности , вырабатывает привычные для каждого человека форм поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова : «так нужно» , «так нельзя» .

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития . Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания . Наглядно – образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности . Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам , часто определяющая их поступки мотивом «я хочу» , постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами. Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно : одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность , другие отличаются нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак) .

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников . Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий :

· гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;

· четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания ;

· создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми , реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания , педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания , направленной на нравственной формирование личности дошкольника . Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Наша задача через ролевые игры, занятия, эстетические беседы ввести детей в «мир культуры» , создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, что происходит в процессе игр.

На каждом занятии необходимо :

· знакомить с правилами этикета;

· формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

· учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

· научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

· воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

· воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

· формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатство; воспитывать сострадание ко всему живому.

Особое значение придается игре, она занимает важное место в жизни дошкольников . В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.

Творческий подход к проведению занятий позволит использовать или придумывать игры на различные темы. Важно, чтобы дети сами устанавливали правила игр, соотнося их с реальностью жизни : так не должно быть и как исправить то, что есть, если оно противоречит нормам поведения.

В работе с детьми не следует увлекаться убеждениями и определениями в их однозначном варианте. Все, что связано с человеком весьма многогранно. Важно не просто знать и сформулировать (как надо, что такое культура, что такое культурный человек и т. п.

Главное – дать возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций .

Необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» расхождения, чем мы взрослые. Можно иметь платье без пуговиц, неухоженные волосы или ногти, но оставаться культурным человеком с чувством стыда, неловкости за временное состояние своего внешнего вида. А можно жить в чистом, уютном доме, быть абсолютно аккуратным, вежливым, но в то же время циником, варваром, жестоким человеком.

Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо и что плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека . Пусть дети в игре попробуют все «роли» , мы, взрослые, должны помочь им определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны. Использование музыкального, фольклорного материала позволит сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными. В устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью. Необходимо, чтобы дети поняли, что этика – это очень древняя наука. Она складывалась веками, поколениями.

Сказки- кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили : «Хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т. д.» На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.

Будучи воспитателем старшей группы , а теперь подготовительной, в своей работе большое внимание уделяю одной из форм обучения и воспитания дошкольников – этической беседе , помогающей детям освоить нормы и правила нравственного воспитания .

Беседу готовит , проводит и направляет воспитатель . В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы . К этому дожжен стремиться педагог; организуя этическую беседу . Диалог - это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как : принятия личности собеседника , умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника , умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет :

· постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников , привлечь внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы . Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

· поощряя активность детей, их стремление принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателей , испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы , является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и номы поведения с образцами, понятными дошкольникам . Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми .

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать , выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы , только материалом для них служит нравственные ситуации .

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно знать и выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы .

В беседе обсуждаемым фактам , событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать сказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию) . Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений . Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе , например, выставка рисунков позволяет вспомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо» ).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу» , иногда проявляют упрямство, протест и т. п. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания .

Нравственное сознание – основа нравственного поведения . К этому и необходимо повести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их интересуют и будут способствовать нравственному развитию . При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка . Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников , упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи :

· научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий , событий, понимать их суть;

· дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

· способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

· формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» );

· учить соблюдать нравственные нормы поведения .

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников , их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации . Воспитатель выбирает темы , которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей или иного возраста .

Продолжительность бесед с детьми 4 – 5 лет составляет20 минут, с детьми 6 – 7 лет – 30 – 35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать , лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким , но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе , зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах , нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить : сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет, о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями :

· умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

· умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

· правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

· могут правильно выбирать слово (из предложенных, наиболее точно характеризующее поступок героя;

· при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой) ;

· объясняют смысл знакомых пословиц;

· могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах , которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

В этических беседах затрагиваем такие понятия как : вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость.

Вот примеры бесед о вежливости в разных возрастных группах .

Чего не знал воробышек(4 – 5 лет)

В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.

– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, - начинает беседу воспитатель . – Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку : «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» - говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать : вежливые детки. Один воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал : «Здравствуй» . Воробьиха огорчилась : «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого?» - удивился воробышек. _ Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте» .

Фея учит вежливости

(5 – 6 лет)

В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.

Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель , - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными .

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно их них пропало,

И оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дня

Про него твердит упрямо :

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого (спасибо!

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо» ? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте» , а прощаясь – «до свидания» . Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста» . За помощь, угощение благодарили словом «спасибо» .

Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась : «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

Как по – другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых» . Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе .

Воспитанность и вежливость

(6 – 7 лет)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется , что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью .

Этическая беседа

Главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства педагога, от того насколько он умеет одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности.

Любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности. В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет отступая от моральных принципов.

По оценке самих учащихся практически до 20% уменьшилась доля времени для чтения художественной литературы, журналов и газет. Преобладающие жанры художественного чтения – детективы, фантастика. Более двух часов в день учащиеся проводят за компьютерами, а также развлечениями в интернете. Что же делать нам педагогам, в снова ставшим «смутным» время? Мы должны взять на себя труд объяснить учащимся ярко, образно, доступно, эмоционально суть важных нравственных ценностей, без которых невозможно состояться цивилизованному обществу. С младшего школьного возраста подготавливать ребят к жизни, труду, учить быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношении к людям, учить любить Родину.

На первом этапе младшего школьного возраста помощником являются этические беседы. Ведь этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у ребят этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, к стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию:

    сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;

    обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;

    обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;

    применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В процессе каждой этической беседы, учитель старается заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, учит отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей. Мы проводим этические беседы систематически, включая их в план воспитательной работы классного руководителя. Трудно ли их проводить? Да, безусловно, ибо необходимо младшим школьникам в конкретно образной форме раскрыть абстрактные понятия: совесть, достоинство, честь, бескорыстие, милосердие, гуманизм, дружба и т.д.

Что может быть поводом для выбора тематики ?

    Нравственные познавательные интересы детей (у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, ведь у ребят нет достаточно целенаправленных наблюдений).

    Ситуации, сложившиеся в классе (Равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям разных национальностей).

    События, происходящие в стране, городе и другом социуме (теракты).

    Просмотренный фильм, прочитанная книга («Приключение желтого чемоданчика» - великолепный фильм, В. Драгунский «Денискины рассказы» - очень интересная книга для обсуждения).

Представляем Вам темы этических бесед , которые целесообразно в работе со школьниками и актуальны сегодня:

1. Совесть.

2. Умей уважать других.

3. Цена одной минуты.

4. Друг познается в беде.

5. Каждой вещи - своё место.

6. Трудом славен человек.

7. Святое имя – Мать.

8. Уметь быть самим собой.

9. Традиции семьи.

10. Твоя ответственность перед самим собой и коллективом.

11. Почему нельзя брать чужое?

12. Хорошие и плохие поступки.

13. Каким я хочу быть?

14. В мире вежливых слов.

15. Умеешь ли ты дружить?

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Чем чаще учитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше возможностей сплотить и сдружить коллектив. Очень важно в деле формирования коллектива привлечь родителей.

Представляем Вам темы родительских собраний , которые актуальны сегодня:

1. Трудности адаптации ребенка в школе.

2. Телевизор в жизни семьи.

3. Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня.

4. Законы жизни семьи, законы жизни класса.

5. Причины и последствия детской агрессии.

6. Поощрение и наказание детей в семье.

7. Праздники и будни нашей жизни.

8. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

Каждый ребенок, который посещает школу, хочет хорошо учиться, а стимулом проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Если учитель активно использует сотрудничество и соревнование как методы, стимулирующие мотивацию ребенка, то воспитательные усилия будут реализованы в полной мере, так как детям важен личный результат и личный успех.

Успех учащихся зависит от традиций, которые заложены в младших классах и реализовываются в среднем звене.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми на морально-этические темы

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк, а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова) . Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми : и детьми и взрослыми , учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

I. Воспитание морально – этических качеств .

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию ;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Интерес к проблеме воспитания морально – этических качеств , ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми . Воспитывая нравственные качества личности, должно проводиться немало различных мероприятий : беседы на этические темы , чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

При составлении тематического планирования по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей, следует учесть, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

II. Морально – этическое воспитание детей дошкольного возраста.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается

в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение

добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы , а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи : через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром. само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы». (Игумен Евмений. Духовность как ответственность) .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию важно не перегружать ребенка и строго следовать возрастным особенностям.

Основные задачи работы педагогов

по духовно–нравственному воспитанию детей :

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали . Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Этические беседы .

7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья» . Совместные творческие работы детей и родителей).

8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

11. Проведение совместных с родителями праздников.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» напоминает распустившийся цветок, юный и свежий, набирающий силу аромата в пору начала цветения. Неспроста Движение выбрало своим символом цветок белой лилии – как символ чистоты и гармонии. Белая лилия на фоне бело-голубой ленточки, ещё одного символа, говорят о благородстве и возвышенных устремлениях, милосердии и духовности. По сути, все эти качества являются составляющими Нравственности.

Беседа первая.
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Этот первый пункт Кодекса отражает Золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Беседа вторая.
«Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному, ни Природе»

Так звучит второй пункт Кодекса Нравственности Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

Не причинять вреда означает не доставлять кому бы то ни было страданий и затруднений.

Беседа третья.
«Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля»

«Любовь – это та сила, которая находится в глубине нашего существа. И это самая большая драгоценность нашего мира, которую стоит хранить и беречь гораздо больше, чем деньги, вещи или золото».

Беседа четвёртая.
«Я за труд на Общее Благо»

«...труд сам по себе представляет великую ценность. Истинный труд является высшим благом для развития души. И, в конечном счете, будут иметь значение вовсе не но-вые кофеварки, шубы и автомобили, а совсем другой результат нашего труда, а именно: те навыки и тот бесценный опыт, который необходим для развития нашей индивидуальности»

Беседа пятая.
«Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту,
простоту и скромность в общественной и личной жизни»

«Только прочувствованная сердцем, правда может помочь другому человеку. Не унизить человека, а возвысить его, исцелить его душу, направить её к развитию и совершенствованию. Чтобы не навредить, Правда может идти только рука об руку с Честностью и Искренностью»

Беседа шестая.
«Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению»

«... Существует множество методик и упражнений для развития позитивного мышления. Мы же предлагаем начать с самой главной – выработать в себе привычку быть благодарными любому явлению и событию жизни, любому проявлению человека»

Беседа седьмая.
«Я следую здоровому образу жизни»

«Седьмой пункт Кодекса участника Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» затрагивает обширную тему здоровья.»

Беседа восьмая.
«Я радуюсь достижениям других, как своим собственным»

«Нам нужно научиться радоваться достижениям других людей. Нам нужно искренне радоваться их достижениям. Тогда мы тоже сможем обрести те добродетели, которые присущи этим людям-созидателям. И один праведный поступок, который найдёт позитивный отклик в сердцах десяти людей, будет приумножен десятикратно.»

Беседа девятая.
«Я – за братство всех народов»

«В процессах объединения и совместного труда нет нужды подолгу останавливаться на противоречиях. Потому что тогда, когда мы действуем, двигаемся и на ходу решаем текущие задачи, отпадает необходимость во многих бесполезных дискуссиях. Реальные действия, направленные на Общее Благо и Добро, способны сами по себе служить верным ориентиром в мире хаоса. Только там, где создаётся на планете новый образец, – находится Истина. Там, где пустые и долгие рассуждения и дискуссии, – нет Истины.»

Беседа десятая.
«Я живу по совести»

«Нужно возвести понятие Нравственности в ранг государственной идеологии. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной.»

альфия васильева
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй» ?

Цель : Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

»Мои добрые поступки»

Цель : углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель :Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло» . Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми .

карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников . Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно "

Цель : развивать нравственные чувства - сожаление , сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

карточка-9

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника . Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14

«Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость» , учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках , углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение , терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель : продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить) .

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.

карточка-21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель : Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель : Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость» . Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам : лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость) . Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Поделиться: