Эстетическое воспитание детей. Что такое эстетическое воспитание

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.

На человека воздействует не только искусство, но и эстетические стороны действительности: труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

В жизни человека прекрасное всегда выступает как мощный духовный стимул. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники стремятся к общению с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.

Прекрасное, безобразное, комическое, трагическое представляют собой важные стороны самых различных явлений в жизни общества и природы. Поэтому необходимо, чтобы каждый ребенок сегодня научился адекватно эмоционально и рационально реагировать на подлинную красоту, на нетерпимое, безобразное, пошлость и ложную красивость, на явления, заслуживающие осмеяния, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня нельзя представить вне эстетического переживания и оценки. Нравственные представления, переживания, искания, порожденные общественными отношениями в жизни и отраженные в произведениях искусства, оказывают эффективное влияние на формирование убеждений и жизненного идеала.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • – формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
  • – воспитание эстетической культуры;
  • – овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • – формирование эстетического отношения к действительности;
  • – развитие эстетических чувств;
  • – развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  • – формирование эстетического идеала;
  • – формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Эстетическое воспитание выполняет в общей системе всестороннего развития человека прежде всего свои прямые функции. Во всех видах деятельности оно выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает в средство эстетического развития, образования, формирования человека. В интеллектуально-речевой деятельности вычленяется красота искусства слова, умственного труда, объективных сторон действительности, художественной речи. В трудовой деятельности подчеркивается красота целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой деятельности. В нравственноправовой деятельности особое внимание уделяется прекрасному в общественных идеалах, в человеке, в его стремлениях и поведении. В процессе изобразительной деятельности детям раскрывается красота видимого мира в его формах, красках, линиях, соотношениях и композициях – красота, отраженная, преображенная и запечатленная в художественных образах изобразительного искусства. В музыке перед детьми раскрывается красота гармонического звука, созданных человеком звуковых композиций. Через основы физической культуры и гигиены ребенок познает красоту человеческого тела, физкультурных, спортивных действий и т.д.

Эстетическое воспитание, формируя отношения к действительности и искусству, вносит свой вклад в осуществление других видов воспитания и всестороннего развития. Своим содержанием оно способствует формированию нравственности человека. Расширяет его познания о мире общества и природы. Многообразные творческие занятия детей в художественной самодеятельности способствуют развитию их мышления и воображения, формированию трудовых навыков и умений, нравственных качеств: целеустремленности, воли, мужества, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Вовлечение детей в импровизацию формирует у них творческий подход к любому виду деятельности, критический взгляд на привычные представления, продукты творческого труда.

Органической составной частью эстетического воспитания являются художественное воспитание и образование. Художественное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развития у них художественно-творческих способностей в процессе их собственной творческой деятельности. Центральным звеном художественного воспитания является художественное образование, имеющее целью обогащение детей знаниями, умениями, навыками в области искусства, формирование мировоззрения средствами различных видов искусства.

Воспринимается лучше то, что понятно, о чем имеются какие-либо знания. Это относится прежде всего к таким, не всеми в должной мере воспринимаемым видам искусства, как музыка, живопись, скульптура, отчасти литература. Без знания законов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не пробуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Вот почему надо научить ребенка глубоко разбираться во всем многообразии видов искусства, с тем чтобы он мог безошибочно отличать истинно прекрасное, возвышенное, художественное от низкопробного, уродливого, антихудожественного.

Воспитательное значение искусства двояко. Оно доставляет человеку глубокое наслаждение, эстетически развивает его и вместе с тем является важным средством познания жизни. Для успешного осуществления эстетического воспитания в школе важно правильно понять его задачи. Цели эстетического воспитания состоят в развитии у детей эстетических чувств и суждений, умении видеть прекрасное и наслаждаться им.

В. А. Сухомлинский отмечал: "Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе" .

Школа не только учит ребенка видеть прекрасное в искусстве, в поступках людей, в трудовой деятельности, в результатах труда и наслаждаться им, но и воспитывает в нем стремление и умение создавать это прекрасное в повседневной жизни.

Задача воспитателя в том, чтобы при помощи искусства повлиять на моральные убеждения ребенка, расширить сто кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает нс только под влиянием учителя. При самостоятельном чтении детьми книг и стихов, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни.

Физическое воспитание. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Задачи физического воспитания можно сформулировать следующим образом:

  • – укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • – повышение умственной и физической работоспособности;
  • – формирование правильной осанки, красивой походки;
  • – развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • – формирование гигиенических навыков;
  • – формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • – развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Физическое воспитание выступает в единстве с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и гигиеническим воспитанием.

Тесная связь существует между физическим воспитанием и умственным. Достигаемое в итоге физического воспитания гармоническое, морфологическое и функциональное развитие организма создает реальные предпосылки для повышения работоспособности, предупреждает переутомление в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, воспитывает упорство, настойчивость в достижении успеха.

Занятия физической культурой и спортом вооружают опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования у учащихся целеустремленности, дисциплинированности, стойкости, смелости, решительности, настойчивости, воли, ответственности, коллективизма и других моральных качеств.

Как известно, в основе трудовой и двигательной деятельности лежат движения различного рода. Именно это сближает по своим основным задачам и механизмам физическое и трудовое воспитание. Физические упражнения и движения активно содействуют обучению школьников трудовым умениям и навыкам. Совершенствование двигательного аппарата воспитывает точность, быстроту и экономичность движений, столь характерные для современного человека.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эстетическом развитии детей. Разумное и целесообразное выполнение физических упражнений раскрывает красоту и выразительность движений, воспитывает хорошую осанку, внешнюю культуру, ловкость, быстроту двигательных реакций, способность к эстетическим переживаниям.

Физическое воспитание вносит большой вклад в организацию санитарно-гигиенического режима учения, труда, быта и отдыха учащихся. Сюда входят правильное чередование умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью, поддержание гигиены тела и одежды, режима питания и сна, двигательного режима.

Основные средства и методы физического воспитания учащихся. К основным средствам физического воспитания школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются осознанные движения, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. При правильном проведении они укрепляют здоровье, содействуют нормальному физическому развитию и закаливанию детей, формируют и совершенствуют у них естественные двигательные навыки и умения.

Диапазон применения физических упражнений исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей и задатков в беге, прыжках, гимнастике, тяжелой атлетике и т.п. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, пребыванию на солнце и свежем воздухе, купанию, участию в различных спортивно-массовых мероприятиях и состязаниях и пр., все это так или иначе связано с физическими упражнениями. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.д.

Физические упражнения реализуются в гимнастике, играх, спорте и туризме.

Гимнастика. Различают гимнастику утреннюю, гигиеническую, спортивную, художественную, лечебную и основную. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся преимущественно занимаются основной гимнастикой (построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами – мячами, палками, скакалками, флажками, лазанье и перелезание; равновесие; ходьба; бег; прыжки; метание; элементарные акробатические упражнения).

В итоге развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.

Игры. Они занимают особое место в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В играх ребенок формирует личные качества, получает удовольствие, учится дружбе, коллективизму, взаимопомощи. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших – спортивные.

Спорт. Задачи укрепления здоровья в спорте сочетаются с борьбой за достижение высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно- технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Массовые соревнования, спортивные праздники обычно охватывают учащихся разных возрастных групп. Соревнования и праздники четко организуются, проводятся с эмоциональным подъемом, хорошо оформляются, являются одним из видов комплексного воздействия на личность школьника.

Туризм. Это организованные кратковременные или длительные путешествия (прогулки, экскурсии, походы), совершаемые в целях ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, природными богатствами нашей страны, расширения общего кругозора учащихся. В туристических мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде.

Природные факторы (солнечные лучи, воздух, вода). Это факторы, которые могут сопутствовать физическим упражнениям (во время похода дети купаются, загорают), использоваться и как специальные процедуры (во время пребывания в детском оздоровительном лагере специальное время в режиме дня отводится на купание, воздушные и солнечные ванны). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

Гигиенические факторы. Сюда относятся: режим дня, гигиена жилища, одежды, обуви и т.п. Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности в течение суток (сон, гигиеническая гимнастика, прием пищи, труд и отдых). Режим обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, разумное распределение времени, воспитывает у ребенка дисциплинированность, аккуратность, точность и организованность, чувство времени, самоконтроль.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований в школе и дома дает возможность ребенку совершать физические упражнения наиболее продуктивно (своевременная влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий и др.).

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

Организация физического воспитания в школе. Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа, физическое воспитание в семье.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой и включают подвижные игры, гимнастические и легкоатлетические упражнения в комплексе. Это обеспечивает разностороннюю общую физическую подготовленность учащихся. Уроки физической культуры повышают функциональные возможности организма – его двигательную активность, жизненную емкость легких, обмен веществ, мышечную силу.

Наряду с общим физическим развитием уроки физической культуры воспитывают у детей дисциплину, культуру поведения, смелость, мужество, инициативу.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Она должна проводиться каждым ребенком. Если семья приучит ребенка выполнять гигиеническую зарядку, да еще вместе с родителями, эффект физического воспитания будет более заметным.

В школе до занятий проводится гимнастика, которая способствует организованному началу учебного дня, создает доброе и эмоционально приподнятое настроение. Наибольший эффект гимнастика дает в том случае, когда она проводится на пришкольной площадке, на свежем воздухе. Гимнастика включает ходьбу и общеукрепляющие упражнения, бег, прыжки, игры. Если погода не позволяет, гимнастика проводится в помещении.

Физкультурные минутки. Их основная цель – снять накопившееся утомление, обеспечить детям кратковременный отдых от напряженной работы, сохранить хорошую осанку. В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (выпрямляющие, типа потягивания), другие – для мышц ног, третьи – для мышц туловища. Для учащихся 1–4-х классов дополнительно проводятся упражнения для рук и пальцев. Физкультминутка в начальных классах обычно проводится учителем в середине урока или по мере утомления детей. По времени она занимает 1,5–2 мин.

Организованное проведение перемен. Основным условием эффективной умственной деятельности является целесообразная смена видов деятельности ребенка. Это требует от учителя, чтобы после умственного труда был организован активный отдых. Дети во время перемены должны выйти из класса, классную комнату обязательно следует проветрить. Во время большой перемены, если позволяют погодные условия, дети играют на пришкольной площадке. Но это активное пребывание детей на воздухе не должно их утомлять и перевозбуждать. Активность детей во время перемены может быть самая разнообразная: игры, прыжки со скакалкой, мячом и др. В помещении можно проводить коллективные подвижные игры, хороводы.

Внеклассная работа по физическому воспитанию. В системе этой работы в школе организуются физкультурные кружки и спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристские походы, праздники и спартакиады.

К руководству внеурочной работой по физическому воспитанию привлекаются родители, старшеклассники. Внеклассная работа по физическому воспитанию проводится в тесном контакте с учителем физкультуры, организатором внеклассной работы.

В практике воспитания в школе и семье все его составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы. Только комплексное воздействие на личность дает по-настоящему положительные результаты.

Руководствуясь общей целью, учитель ставит перед коллективом и перед каждым учеником конкретные задачи в каждой конкретной ситуации. Результаты воспитательной работы будут тем выше, чем полнее будут использованы возможности комплексного подхода к воспитанию.

  • Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975.

Истоком эстетических интересов ребёнка, по нашему убеждению, должно быть воспитанное с раннего возраста эстетическое отношение к родному языку, к родному слову. Думается, что и сегодня по-прежнему очень современны слова К.Д. Ушинского: "Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка..." Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996. С. 170.

На наш взгляд, начинать воспитание эстетического отношения к языку можно очень рано, в полтора-два года, когда ребёнок ещё только учится говорить. И основным средством такого воспитания может стать поэтическая речь, стихи родных поэтов. В раннем возрасте ребёнок учится слышать поэтическую речь, привыкает к ней, вживается в образную стихию поэтического языка. В прежние годы огромными тиражами издавались поэтические сборники русских поэтов. Скорее всего, следует начинать (как в этом я убедилась сама) с чтения стихотворений таких поэтов, как К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто. Мир их поэтических образов понятен маленькому человеку. Созвучия, рифмы, поэтическая интонация помогают ему ощутить гармонию речи, учат чувствовать юмор, добрую насмешку, осуждение, восхищение. Ну, кто из нас не помнит относящиеся к воспоминаниям раннего детства стихи К. Чуковского: "У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Что вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего..." А "Мойдодыр"? А "Федорино горе"? А "Айболит?"

Эти поэты писали специально для детей, прекрасно понимая психологию детского восприятия поэзии. Однако приобщая ребёнка к поэтической речи, надо вводить в его духовную жизнь и огромный пласт русской классической поэзии, созданной для взрослого читателя. Чем раньше войдёт эта поэзия в круг детского чтения, тем значительнее и ощутимее будет её влияние на духовную культуру человека, тем меньше будет людей, которые, став взрослыми, признаются без особенного огорчения в своей нелюбви к поэзии.

Во второй половине восьмидесятых годов и ранее появилось немало поэтических сборников русских поэтов-классиков. Они обычно издавались скромно, в мягких обложках, невелики по объёму. В этом их доступность и простота в обращении: их легко можно брать в деревню, на дачу, на прогулку в парк. Сам отбор произведений в этих сборниках позволяет сравнивать изображение одних и тех же явлений, -- а в основном, это явления природы, -- разными поэтами. Родителям вовсе не надо быть специалистами-литературоведами, чтобы обратить внимание своего ребёнка-слушателя на то, как по-разному можно увидеть одно и то же явление и по-своему об этом рассказать.

Некоторые сборники, объединившие писателей-классиков, самими названиями как бы наталкивают на то, чтобы пробудить в ребёнке чувство удивления от того, каким разным может быть одно и то же явление природы, сколь оно многообразно, многолико -- и в этом красота окружающего мира: во множестве красок, звуков, предметов.

Само чтение и слушание стихотворений воспитывает чувство ритма, которому подчинена поэтическая речь, понимание её лаконизма и выразительности, неисчерпаемости. Разумеется, родителям так же, как и учителям в школе, важно избежать нарочитости, дидактизма при чтении поэтических произведений, назойливого приставания с вопросами, призывов понять, как "красиво написано". Так можно воспитать стойкую неприязнь к поэзии. Иногда надо просто читать, читать… И учить ребёнка слушать. Поэзия должна войти в его мир естественно: как входит речь, природа, обыденный мир…

Читать ребёнку нужно разных поэтов: классиков и современных, весёлых и грустных, пишущих в традиционной манере и непривычных для восприятия. Ребёнок интуитивно начинает постепенно различать поэтическую интонацию, своеобразие ритмической организации стиха, необычность и неожиданность рифмы, образа, метафоры, сравнения.

Фантазия маленького ребёнка безгранична, она допускает самые невероятные события, превращения, действия.

В отличие от нас, взрослых, многому переставших удивляться, ребёнок приходит в мир, где всё открывает впервые, где столько неожиданного, нового, странного, непонятного.

Вводя в годы дошкольного детства в мир ребёнка поэзию, мы, естественно, не должны пренебречь стихотворениями зарубежных поэтов, и дать первоначальные знания о поэтических переводах. И Чуковский, и Маршак, и другие поэты были прекрасными переводчиками. Так, к примеру, известные стихи о том, как "Робин Бобин Барабек скушал сорок человек", дети с удовольствием слушают, смеются, от души радуются забавному сюжету. Однако есть разные переводы стихотворения, и их целесообразно сравнить. Можно читать переводы из английской и шотландской народной поэзии (С. Маршак, И. Токмакова), весёлые стихи М. Карема (М. Кудинов), сказку Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" (Б. Заходер) и др. Прочитанные в детстве стихи поэтов других стран запоминаются надолго и входят в духовную культуру человека.

Помимо поэтического слова средством воспитания эстетического интереса ребёнка может стать окружающая его природа, как сельская, так и городская. Неисчерпаемое многообразие форм, красок, звуков, природных ритмов, запахов, проявлений жизни можно показать ребёнку ещё до школы, открыть ему неисчерпаемую красоту природы, городского и деревенского пейзажа. Требуется ли на это время? Скорее всего, нужно лишь стремление взрослого дать толчок эстетическому восприятию природы ребёнком, умение отца или матери заполнить время совместных прогулок и игрой, и наблюдениями за окружающим миром.

Воспитанное у ребёнка эстетическое отношение к природе становится впоследствии условием нравственного отношения к ней. Впрочем, в ребёнке изначально заложено нравственно-эстетическое отношение к миру природы: он спокойно берёт в руки лягушку, червяка, рассматривает их, у него нет к ним отвращения, чувства брезгливости, для него они интересны так же, как пробивающий землю гриб, необыкновенный камешек, найденный на берегу речки, или ракушка, или ёжик, пробирающийся огородом к свои ежатам.

Эстетический интерес предполагает и специальные знания: о видах искусства, о жанрах литературы, живописи. Разумеется, сами родители в этом случае должны восполнить полученные в школе знания путём обращения к литературе. Например, с ранних лет ребёнок слышит имя Пушкина, ему читают его стихи и сказки. Издания его книг открываются, как правило, его портретом. Но что мы можем рассказать об этих портретах? Не очень многое. Но вот в наших руках книга Лидии Кудрявцевой "Себя как в зеркале я вижу..." (Л., 1986). Адресована она школьникам младшего возраста. Автор популярно рассказывает об искусстве портрета и о нескольких портретах поэта. Несмотря на популярность изложения, книжка ценна именно этим единством познавательного и эстетического элементов и, как нам кажется, полезна и взрослым для бесед с детьми о портретах Пушкина. Или же "Художники детской книги" того же автора (М., 1998). Здесь рассматриваются работы лучших отечественных мастеров (В. и Ю. Васнецовых, М. Добужинского, В. Конашевича, Т. Мавриной, Е. Рачева, Л. Токмакова, Н. Чарушина) над популярными детскими книгами.

Многие дети знают артиста цирка Ю. Куклачева, выступающего со своими питомцами -- кошками и, конечно, будут рады прочитать его книгу "Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка" (М., 1992) Текст этой книги органично связан с иллюстративным материалом (фотокомпозиции С.Ткаченко, рисунки Г.Савицкого). Рассматривая книгу вместе, мы можем помочь ребёнку оценить её эстетическое оформление, сравнить, как художник и фотохудожник передают характер артистов-кошек.

Огромное значение для воспитания эстетического отношения, эстетического интереса имеет собственная творческая деятельность ребёнка. Именно в семье могут быть созданы условия для творческой самореализации личности. Оставшись один на один с бумагой, пластилином, песком на берегу речки, с солдатиками, конструктором, куклами, ребёнок становится создателем волшебного мира, воображаемых ситуаций, сказочного города, таинственных пещер с переходами и запрудами, рисунков не на заданную тему. Не поправляемый взрослыми, не видя перед собой заданного образца, он творит, постигая самостоятельно пространство бумажного листа, комнаты, песчаного берега, часть стола, соотнося предметы друг с другом, интуитивно постигая их пропорции, соотнесённость частей задуманного целого, домысливая недостающие элементы в этом целом или заменяя их какими-нибудь неожиданными деталями. Я имею в виду обычного ребёнка, у которого нет ярких художественных способностей. Однако в любой деятельности может присутствовать творческий элемент, и если удаётся дать соответствующий толчок, то творческое начало вносится ребёнком и в другие виды деятельности. Он начинает ощущать радость созидания. "В играх дети развивают свои силы -- физические и психические, они как бы "начерно", в безопасной обстановке игры, но не теряя из виду реальности, решают те самые задачи, которые взрослым приходится решать всерьёз" Веселкин А.С. Эстетическое воспитание ребенка в семье // Домашнее воспитание, 2003, № 2. С. 44..

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Эстетическое воспитание детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В настоящее время в России остро стоит проблема эстетического воспитания детей. Именно эстетическое развитие является важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Базовые основы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых еще в дошкольном возрасте. Осознание ценности и красоты окружающего мира позволяет ребенку развивать кругозор и стимулировать развитие познавательных потребностей.

В современной науке широко используется следующая трактовка эстетического воспитания: Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Однако, это далеко не единственный подход к трактовке понимания эстетического воспитания в рамках психолого-педагогической науки.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.ие является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке.

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание является очень важным аспектом в психолого-педагогической науке. Многие ученые обращали внимание на роль эстетического воспитания.

Понятие эстетического воспитания и его особенности интересовали отечественных педагогов достаточно давно. Так Э. В. Ильенков говорил об эстетическом воспитании как развивающем способность воображения и, в конечном итоге, чувство красоты, без которого невозможно представить себе человеческую жизнедеятельность .

Особый интерес представляет мнение Б. Т. Лихачева . Он утверждал, что эстетическое воспитание содержит систему столпов, без которых эстетическое сознание ребенка не развивается в полной мере.

А. Ф. Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т. д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира .

Часто можно столкнуться с тем, что "эстетическое" в контексте педагогики творчества понимается как имеющее отношение только к теории искусства, как некая обслуживающая отрасль. В. Т. Кудрявцев критикует современное эстетическое воспитание и "обслуживающие ее психолого-педагогические теории". Он считает, что современные теории эстетического воспитания утратили философскую глубину .

Значимость искусства как воспитательного элемента состоит в том, что оно учит не простому потреблению, а декодированию смыслов, заложенных в произведении искусства. Подобного рода эстетическое воспитание целиком зависит от таланта педагога, способного учить ребенка раскрывать глубинный смысл, замысел автора, природу явлений, их взаимосвязь в искусстве и реальной жизни, т. е. учить его мыслить, рассуждать, анализировать, а не сводить обучение только к механицизму, к муштре. Опираясь на это можно утверждать, что становится понятным, то что имел в виду Б. С. Братусь, говоря о личности и эстетическом воспитани. Согласно его восприятию эстетическое воспитание позволит личности, "без долгой рефлексии" отделять истинную красоту от безвкусицы, понимать произведения искусства и таким образом быть сопричастным тому великому наследию человечества, которое мы с гордостью называем культурой .

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей .

У эстетического воспитания можно выделить две цели:

  1. Ближайшая цель эстетического воспитания.
  2. Конечная цель эстетического воспитания.

Если рассматривать каждую из заявленных выше целей подробно, то ближайшая цель эстетического воспитания – это формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Конечная цель эстетического воспитания намного шире, чем ближайшая.

Конечная цель эстетического воспитания – воспитание человека с развитым кругозором и чувством прекрасного.

Эстетическое воспитание помимо целей обременено и системой сложных задач, от решения когорых зависит дальнейшее развитие личности.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Итак, под эстетическим воспитанием подразумевается целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Действующий ФГОС уделяет много внимания эстетическому воспитанию и приобщению детей к миру искусства. Именно пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности: природе, живописи, декоративно-прикладному искусству, музыке, начинается уже со второй младшей группы.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта, привлекая его к анализу через непосредственное включение в совместную деятельность.

В современной педагогической науке существует четкое разделение способов и методов эстетического воспитания.

Средства эстетического воспитания – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.

Средства и методы эстетического воспитания представлены в таблице ниже.

Методы эстетического воспитания реализуются при помощи средств эстетического воспитания, что и является фактом связывающим два этих понятия..

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.

Метод убеждения в рамках эстетического воспитания считается методом, объединяющим в себе наглядное приобщение, словесный метод. Это обусловлено тем фактом, что любое наблюдение ребенка в обязательном порядке сопровождается комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Так рекомендуется использовать художественные средства и учить ребенка создавать художественные изображения или произведения, что позволит раскрыть склонности ребенка и его таланты.

Метод приучения , упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

Отдельно нужно остановиться на проблемном методе эстетического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Если обратить к понятию проблемный метод, то становиться очевидным, что оно не отделимо от проблемного обучения, под которым подразумевается процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной познавательной деятельностью детей направленной на усвоение новой информации.

Метод побуждения к сопереживанию , эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире используется на любом этапе воспитательной деятельности. Чем раньше воспитатель покажет ребенку как и чему сопереживать, тем быстрее ребенок сможет самостоятельно отличать что красиво, а что бездарно, что уродливо, а что бессмысленно и т.д.

Литература

  1. Зинченко В.П. Психологические аспекты влияния искусства на человека // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 3–21.
  2. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании // Развивающее образование. – 2006. – №1. – С.10–13.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, 2009 – С.66
  4. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Публикация и комментарии А.А. Тахо-Годи. // Вестник русского христианского движения. 1993. № 167. С. 63–87.
  5. Тропинки / Под ред. В.Т. Кудрявцева – М.: Вентана-Граф, 2014
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /. Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М.: Академия, 2012 – С.33

Эстетическое воспитание - направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура - важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.

Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природе. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобрази-тельному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т.п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео- , киноматериалов, а также детской самодеятельности.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕ-ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача - духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии.

В творческих фондах - писателей, художников, композиторов, кинемато-графистов, театральных деятелей -- активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например:

«Художники - малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном об-ве, приобщение к этим ценностям. Одновременно в Э. в. формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в иск-ве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Т. обр., Э. в. обладает двумя осн. функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстети-ческо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций. Эти функции и определяют место Э. в. в общественной жизни, связь с др. видами воспитательной деятельности. Э. в. сопрягается с нравственным воспитанием, т. к. существует единство между эстетическими и этическими ценностями (Эстетическое и этическое, Искусство и мораль). Красота, помимо др. своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Э- в. развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Мн. часы, к-рые провел, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса». Конфликт между осн. функциями Э. в. возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе к-рых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев об-ва, являются антигуманистическими по своей сути (напр., пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры), не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, к-рые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и об-ва,- то функции Э. в. гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Э. в. осуществляется мн. средствами. Это и бытовая среда жизни человека (Быта эстетика), обстановка его трудовой деятельности (Производственная эстетика), эстетическая сторона нравственных отношений, спорта (Эстетика спорта) и т. п. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому худож. воспитание - воспитание потребности в иск-ве, развитие его чувствования и понимания, способности к худож. творчеству - составляет неотъемлемую часть Э. в. в целом. Призма иск-ва направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к иск-ву, человек как бы вступает в лабораторию творческой деятельности. Иными словами, иск-во участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций Э. в. При этом Э. в. с помощью иск-ва не сводится только к худож. воспита

нию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения,а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между осн. функциями Э. в. являются антагонизмы между интересами личности и об-ва, т. к. для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для об-ва - эсте-тическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности. Идеал коммунизма предполагает об-во, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К-, Энгельс Ф., т, 4, с. 447). На социальной основе такого об-ва не может возникнуть конфликт между функциями Э. в. Благодаря тому, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные способности человека, Э. в., нацеленное на формирование человеческой личности в духе подлинно человеческих эстетических ценностей и развитие творческих потенций каждого человека, выступает как важный фактор перестройки всех сфер жизни советского об-ва, обновления социализма, как незаменимое средство формирования целостной, гармонично развитой личности об-ва будущего. Вот прче-му в программных документах КПСС большое внимание уделяется проблемам Э. в. трудящихся, подрастающих поколений на лучших образцах отечественной и мировой худож. культуры, все большему развитию эстетического начала в труде и быту.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск-ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск-во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитат. значение разных видов иск-ва: напр., музыки – в античности, лит-ры – в 19 в., в наст. время стремятся выявить воспитат. возможности всех сфер иск-ва. Мн. педагоги рассматривают Э. в. прежде всего как высвобождение спонтанной экспрессии детей – взгляд, восходящий к движению "нового воспитания" нач. 20 в. В педагогич. теории Э в. часто связывается только со сферой чувств и воображения и отделяется от интеллектуального воспитания, морального и т.п. Э. в. осуществляется лишь через личное эстетич. переживание. От Э. в. как воспитания личности обычно отграничивается профессиональное художеств. воспитание – формирование определ. умений и навыков в сфере той или иной художеств. дисциплины. Влияние иск-ва на человека вызывало интерес уже с древних времен: учение пифагорейцев о воздействии музыки на душу, идеи Платона об иск-ве, формирующем моральные установки и создающем внутр. гармонию человека, концепция Аристотеля об очищающем воздействии иск-ва (см. Катарсис) и т.д. Самый термин "Э. в." связан с "Письмами об Э. в." Ф. Шиллера (1795), в которых обосновывалась возможность преодоления внутр. противоречий между чувственной и морально-разумной природой человека благодаря посредствующей роли иск-ва и творч. эстетич. деятельности – игре (Э. в. в широком смысле). Однако концепция Шиллера мало повлияла на разнородную практику Э. в. в 19 в., исходившую, с одной стороны, из представлений об иск-ве как изысканном и сублимированном развлечении, а с другой – из многообразных "социальных" теорий иск-ва и его назначения, получивших большое распространение в 19 в. и подчеркивавших общность эстетич. и социальных идеалов. Так, представители утопического социализма – Фурье во Франции, У. Моррис в Англии – акцентировали роль иск-ва и красоты в формировании гармонически развитой личности, обратили внимание на социальную и эстетич. значимость свободного труда в процессе воспитания. Дж. Рескин, критикуя антиэстетич. последствия индустриализации, выдвинул своеобразную утопию "прекрасного для всех". Рус. рев. демократы, в особенности Чернышевский, развили представления об иск-ве как зеркале социальной жизни и одновременно – "учебнике жизни". Социально-воспитат. значение иск-ва подчеркивали Гюйо (иск-во как средство "передачи социальных чувств") и Л. Толстой, видевший назначение иск-ва в нравств.-религ. объединении людей через "заражение" их чувством, общим моральным переживанием. Мечтаниям и идеалам сопутствовали широкие обществ. кампании с целью сделать иск-во более доступным новому потребителю – "публике" (термин появился только в 19 в.). Массовое распространение иск-ва, связанное, в частности, с успехами его технич. воспроизведения в 19–20 вв., остро поставило вопрос об адекватности его восприятия и понимания массовой лит., музейной, театр., концертной, кинематографич. публикой. С конца 19 в. возникают многочисл. об-ва, поставившие своей целью распространение иск-ва и эстетич. культуры (междунар. об-во учителей рисования, пропагандирующее изобразит. культуру в широком смысле, с 1954 существует как "Междунар. об-во воспитания иск-вом", INSEA; с 1953 существует аналогичное "Междунар. об-во муз. воспитания"). В сер. 20 в. возникло широкое педагогич. движение "воспитания иск-вом" (назв. одной из работ Г. Рида), исходящее из того, что иск-во может стать основой формирования целостной личности человека. Тем самым Э. в. становится одновременно своеобразным моральным и интеллект. воспитанием человека, активизацией его творч. сил и воображения. Эти три аспекта формирования цельной человеч. личности и характеризуют задачи Э. в. Эстетич. и моральное в о с п и т а н и е. Древнейшей традицией Э. в. является убеждение в родстве добра и красоты и, след., в совпадения эстетич. и морального воспитания. Уже древние греки указали два возможных пути нравств. воспитания с помощью иск-ва. Платон считал, что морально воспитывать могут лишь образцы собственно морального поведения, формировать внутр. гармонию – только произв. классич. порядка и меры, и требовал соответствующего отбора произв., служащих воспитанию, в частности исключения драматически напряженных произв. В противоположность этому Аристотель показал ценность иск-ва, выражающего драматич. конфликты и тем приводящего к внутр. освобождению и эмоционально-интеллектуальной разрядке. В наст. время оба вида морального воспитания посредством иск-ва признаются ценными; в известном смысле они составляют два уровня такого воспитания. Не только устойчивые идейно-моральные образцы, широко представленные в лит-ре, театре или кино как пример для подражания молодежи, но и произв., не имеющие однозначного морального смысла и "образцового" героя, могут формировать моральные установки, если они вызывают личную критич. рефлексию у воспринимающего их. Э. в. и развитие познават. с п о с о б н о с т е й. Значение Э. в. в интеллект. развитии человека заключается в том, что оно вовлекает в процесс познания личность как целое. Иск-во в качестве образного понимания действительности формирует "личностное знание", "эстетич. мышление", к-рое в противоположность отвлеченным знаниям, относящимся к отд., спец. областям, носит целостный характер. Восприятие различных худож. сфер (живописи, музыки, лит-ры и т.д.) в их взаимосвязи позволяет уловить целостную картину культуры определ. эпохи, понять ее единство и стилистич. родство, что является необходимой предпосылкой ее теоретич. освоения. Тем самым Э. в. способствует развитию интеллект. ориентации, умения синтезировать в мысли отд. аналитич. знания. Эстетич. восприятие является средством понимания не только внешнего мира, но и внутр. мира человеч. личности, ее переживаний и конфликтов. Э. в. и формирование вообра-жения и творч. способностей. Э. в. не может ограничиться выработкой восприимчивости к уже готовым эстетич. продуктам, оно должно способствовать развитию творч. и конструктивных способностей: индивидуальной экспрессии, интуитивного мышления, умения выделить проблему из ее банальных контекстов, преодолеть стереотипы рассуждения. Воспитание для творчества становится одним из гл. педагогич. лозунгов. Необходимость высвобождения творч. сил человеч. личности провозглашалась уже такими педагогами, как Руссо и Песталоцци. Позднее Толстой, а также Бергсон и Дьюи противопоставили принципам программного воспитания детей по образцу взрослых спонтанное творч. выявление индивидуальности ребенка. В это же время итал. педагог К. Риччи сформировал концепцию "иск-ва ребенка", в центре внимания к-рой не худож. ценность продуктов творческой деятельности ребенка, а значение ее с т. зр. развития самого действующего человека. В этом отношении упражнения в области худож. экспрессии (изобразит., муз. или лит. характера) приобретают большое значение в развитии творч. воображения, выступающего как расширение границ известного опыта, в формировании внутр. мира человека и выявлении индивидуального своеобразия личности. Благодаря процессу "интериоризации" человеч. деятельности, осуществляющемуся в значит. степени в результате Э. в., "... предметная действительность повсюду в обществе становится для человека действительностью человеческих сущностных сил..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 593). Широкое понимание Э. в. как формирования целостной личности конкретизирует мысль Маркса о человеке будущего как творч. homo aestheticus, действующем по "законам красоты" (см. тамже, с. 566). Лит.: Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, М., 1930; Дмитриева?. ?., Вопросы Э. в., М., 1956; Шестаков В. П., Проблемы Э. в. (Очерки истории), М., 1962; Революция – иск-во – дети, М., 1966–68 (имеется библ.); Давыдов Ю. Н., Иск-во как социологич. феномен. К характеристике эстетико-политич. взглядов у Платона и Аристотеля, М., 1968; Иск-во и дети. Э. в. за рубежом. Сб. ст., М., 1969 (имеется библ.); Dеwey J., Art as experience, N.Y., 1934; Stefanini L., Educazione estetica, ed. artistica, Brescia, 1954; Munro Th., Art education, N. Y., 1956; Read H. ?., Education through art, L., ; Wojnar I., Esth?tique et p?dagogie, P., 1963; ee жe, Estetyka i wychowanie, Warsz., 1964; ее же, Perspektywy wychowawcze sztuki, ; Lowenfeld V., Creative and mental growth, 4 ed., N. Y., 1964. Библ.: Howlett С., Art education bibliography, Chi., 1959. Журн.: "The Journal of Aesthetic Education" (Springfield, с 1966–); "Kunsterziehung in der Schule" (В., с 1953–); "Estetick? V?chova" (Praha, c 1959–). И. Войнар. Варшава.

Поделиться: