Если на благовещенье идет дождь. Приметы на благовещенье

Благовещение, Благовещение Пресвятой Богородицы - большой праздник, третий по значению народно-религиозный праздник после Пасхи и Рождества Христова.

Христиане восточного обряда отмечают Благовещение 7 апреля, западного - 25 марта.

В народе получило название "третьей встречи весны" (после Сретения и Сорока Мучеников). Считается, что весна в этот день окончательно поборола зиму, Бог благословляет землю и открывает ее для сева. По народным представлениям, только после Благовещения можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить "землю считалось большим грехом.

Приметы на Благовещение.

На Благовещенье никому ничего не давать - иначе в дом придет бедность. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.
- Если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз "милый", весь год муж будет любить и холить.

В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами и даже причесываться, «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет
- Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь
- На какой день недели приходится Благовещение, в тот круглый год никакого нового дела не начинать. Например, если Благовещение пришлось на пятницу, то дела не начинают ни в одну пятницу в течение всего года

С Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним - самый удачный и счастливый...

Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам, иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его...

Если хозяйка [на Благовещенье] между праздничной заутреней и обедней возьмет помело и сгонит с насеста кур, то к Светлому празднику они уж постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосованья."Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год; почему воры заворовывают в этот день - для счастья.На суровую пряжу не глядят...

Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят.

В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать.

На Благовещенье мороз - к урожаю яровых.На Благовещенье мороз - урожай на огурцы.

На Благовещенье дождь - родится рожь.Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов.Выносят пчел из омшеника.Благовещенье без ласточек - холодная весна.

Накануне Благовещенья сеют горох" ."Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище.

Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.

С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети.

Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. С этою солью они из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота.

Если на Благовещенье будет день красный - ... этот год будет пожарный. Если пойдет дождик - ... год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы.

"На Благовещение солнечный день пшеница уродится; если звезд мало на небе, то яиц мало будет.Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.

Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат - лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.

Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что "день Благовещения - день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят".Икону Благовещения ставят "в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:"Мать божья!Гавриил-архангел!Благовестите,Благоволите,Нас урожаем благословите:Овсом да рожью,Ячменем, пшеницейИ всякого жита сторицей!"Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру" .

Благовещенье - большой христианский праздник.

По писанию в этот день (7 апреля по н.с.) Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира.

Много традиций и обычаев существовало на Благовещенье!

Благовещенье все встречают с радостью, ликует и природа.
Говорят, что Солнце 3 раза в году играет на Рождество, Благовещенье и Пасху.

По поверью Благовещенье отмечают даже ангелы на небесах, а грешников в аду перестают мучить.

В этот день принято не затевать работы, запрещен был любой труд. Даже девица на Благовещенье кос не заплетала. Кукушка без гнезда осталась, т.к. пыталась его на Благовещенье свить.

В народе считалось, как проведешь Благовещенье, так и весь год пройдет.

По традиции Благовещенье считается днем открытия земли, пробуждения природы от зимнего сна.
Поэтому принято было совершать очистительные обряды: прыгали через костер, сжигали соломенные постели, умывались талой водой, чтобы снять все хвори, окуривали зимнюю одежду.

Чтобы защитить скот от хищников, на Благовещенье шумели, звонили в бубенцы, грохотали тазами. Считалось, что на какое расстояние распространится звук - на том и зверье лесное держаться будет.
Змей и грызунов отпугивали, сжигая мусор с огорода.

Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молить ее об урожае. А кусочки Благовещенской просфоры зарывали по углам поля и брали с собой на сев.

Вода, освещенная на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, считалась исцеляющей.

В некоторых местах на Благовещенье отпускали на волю птиц.

В Благовещенье лучше не уделять особого внимания прическе, будет лезть волос.

Сказано:
"птица гнезда не вьет, девица косы не плетет."

Приметы:

Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.
Благовещенье — птиц на волю отпущенье.
Благовещенье — самый большой у бога праздник.
Благовещенье без ласточек — холодная весна.
В Благовещенье мороз — под кустом овес.
Ведро в Благовещенье — к пожарам.
Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит.
Весна зиму поборола.
Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.
Если благовещенье холодное - жди сорок морозов по утрам.
Если в день Благовещенья ветер, иней и туман — к урожайному году.
Если ветер, иней и туман - к урожайному году.
Если на Благовещение курица или гусь снесет яйцо, из последнего высиживается урод или калека.
Если на Благовещение небо безоблачное и солнце яркое - быть лету грозовым.
Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный.
Если ночь теплая, то весна будет дружная.
Если снег лежит на крышах, то в поле ему лежать до Егория (6 мая).
Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья или неделю спустя.
Каково Благовещение, такова и святая (Пасха).
Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.
Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.
Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.
Мокрое Благовещенье — грибное лето.
На Благовещение весна зиму поборола.
На Благовещение гроза - к теплому лету и урожаю орехов.
На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.
На Благовещенье дождь — родится рожь.
На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.
На Благовещенье мороз — урожай на грузди.
На Благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет работы).
На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.
На Благовещенье солнечный день — пшеница уродится: если звезд мало на небе, то яиц мало будет.
На Благовещенье хороший улов рыбы.
Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.
Окуривают дымом одежду от зимы.
Первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.
Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат — лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.
Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени, в клети).
Покров не лето, Благовещение не зима.
С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).
Третья встреча весны.
Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает).

7 апреля (25 марта ст.ст.). Благовещение; праздник, посвященный дню Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В христианских религиозно-мифологических представлениях праздник Благовещения Пресвятой Богородицы воспринимался как "начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа"; он был одним из великих двунадесятых праздников и посвящался дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа.

Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), аргангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии в Назарет (где Мария вела девственную жизнь в доме Иосифа Обручника), сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Услышав это, Мария спросила ангела, как исполнение этого совместимо с соблюдением избранного ею девственного образа жизни; Гавриил разъяснил ей, что младенец будет чудесно зачат "по действию духа святого" без разрушения девственности матери, и тогда Мария ответила смиренным согласием: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Ма-рия сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел".

В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария выразила свое согласие, и был мигом девственного (непорочного) зачатия: как при сотворении мира слово Бога "да будет" привело к созданию бытия, так и ее слово "да будет" низвело Бога в мир. В церковной традиции послушание Марии, ее приятие воли Господа, противо-поставлялся непослушанию Адама и Евы, результатом которого стало грехопадение человечества. Дева Мария как "новая Ева" искупила грех "первой Евы" и начала "возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом"; поэтому Благовещение и явилось для христиан "суммирующим предвосхищением" спасения людей.

У славян Благовeщение считалось третьим по значимости и величине праздником, главным после Рождества и Пасхи. В соответствии с этим, крестьяне уверяли, что праздник Благовещения отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире (по поверью, в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им отдых), и само солнце, радуясь благой вести, "играет" (т.е. переливается разными цветами) на восходе. По народному убеждению, даже всякая неразумная тварь чествует этот великий праздник, а особенно радостно встречают его птицы (т.к. они, в силу своей небесной природы, ближе всех к Богу); поэтому на Благовещение принято было "птицам волю давать", т.е. выпускать их из клеток на свободу, "чтобы они пели во славу Божию" и принесли счастье тому, кто их освободил.

В народном календаре праздник Благовещения был одной из четырех ключевых точек года и соответствовал весеннему равноденствию, отмечая начало весны и день "отворения земли", пробуждение ее от зимнего сна. Русские говорили: "На Благовещение весна зиму поборола", "Цыган на Благовещение шубу продает", "Покров не лето, Благовещение не зима" и т.п. Сербы считали, что зима длится до Благовещения, а чехи - что Благовещение "возвещает весну, но не прогоняет зиму"; зап. украинцы полагали, что зима на Благовещение третий раз встречается с весной (первые два раза - на Сретенье и на день Сорока мучеников) и что в этот праздник "лiто зовсiм переможе зиму". По народному убеждению, "на Благовещение выходит из земли тепло" (Македония) и день увеличивается настолько, что птица может "девять раз свить и развить гнездо" (Черногория). Практически у всех славян верили также, что на Благовещение из раскрывшейся, "растворенной" земли выходят на свет гады (змеи, лягушки, мыши, насекомые и пр.); с этим же днем связывалось и появление на земле нечистой силы, а также пора прилета весенних птиц (ранее считалось, что они прилетают в этот день из рая, Ирия) и пробуждения насекомых (мух, пчел и пр.) и медведя.

Ко дню Благовещения повсеместно приурочивались многочисленные обряды встречи весны. Так, например, в Белоруссии молодежь в этот день забиралась на возвышенные места, на крыши бань, овинов, на поленницы дров и "гукала", "зазывала весну". Специально к этому обряду в каждом доме поутру пекли пироги, а после обеда парни и девки брали себе по куску, выбирали где-нибудь на припеке (чаще всего - у бани, на кострике или на бревнах) местечко и молились Богу, а потом кто-нибудь запевал: "Благослови, Боже, нам весну гукати!", и все собравшиеся подхватывали: "Ай лели-лели, гукати! / Весна красная, теплое ле-течко! / Ай лели-лели, теплое летечко! / Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку!.." и т.д. После этой долгой песни все садились в кружок и пили (нередко крепкие напитки - пиво, а то и водку), ели пироги и начинали новые, круговые песни: "Уж ты, ластовка, ты косатая, / Ай лели-лели, ты косатая! / Ты возьми ключи, лети на небо. / Ай лели-лели, лети на небо! / Ты запри зиму, отомкни лето. / Ай лели:" и т.п.

У всех восточных славян к Благовещению приурочивался обычай разжигания ритуальных костров, символизировавших возрождение солнца и весеннее потепление (это называ-лось "палить зиму" и "греть весну"). Костры эти, непременный элемент ритуала "закликания весны", разжигали обычно на возвышенностях, на холмах за селом, а потом водили вокруг хороводы, пели песни и прыгали через огонь. Кроме того, во многих местах "пускали огонь по воде" - зажигали костры из соломы, старых лаптей и пр., раскладывая их на бороне, а за-тем пускали эту борону на воду и сплавляли по реке.

С Благовещения начинали петь песни-веснянки; в Болгарии и Сербии их исполняли лазарки, ходившие по дворам. Русские Пензенской губ. раскладывали на Благовещение пироги на новых холстах и оставляли на ночь со словами: "Вот тебе, матушка Весна"; а в Тульской губ. молодежь устраивала в этот день танцы и игрища, во время которых закликала вес-ну: "Весна-красна! На чем пришла?:" и т.д. В Саратовской губ. рано утром на Благовещение обращались к солнцу: "Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просют". На Украине, в Белорусии и в Польше на Благове-щение "встречали аистов", несущих с собой весну, для чего пекли особые лепешки в виде лап аиста (галепы, бусневы лапы), которые дети потом выносили во двор, подбрасывали вверх и кликали аиста, призывая его попробовать угощение и прося послать хороший уро-жай; потом лепешки либо съедали сами, либо подбрасывали в гнезда аистам, полагая, что это принесет дому благополучие.

Благовещенье представлялось в народе днем полнейшего покоя и совершенной свободы от всяких дел. В этот день величайшим грехом считалась самая легкая работа, даже отход или отъезд в дорогу на заработки. Любая работа на Благовещение, по народному убеждению, могла вызвать гнев Божий и навлечь на виновников всяческие беды: так, например, у укранцев и белорусов на Благовещение во избежание засухи и градобития строго запрещалось печь хлеб и вообще топить печь и готовить еду, чтобы "не запечь землю" . Женщины в этот день избегали расчесывать волосы, чтобы куры летом не "расчесывали" грядки; а де-вушки не плели кос, чтобы летом не заплутать в лесу. Кое-где запрещалось работать и накануне Благовещения: например, в некоторых русских областях считали, что если сновать на Благовещение, то можно "засновать дождь" на все лето - "хмары сноваться будут, перуны (молнии) будут бить"; в тех же местах на Благовещение очерчивали вокруг дома круг, чтобы не ударила молния. По народному убеждению, "на Благовещение и птица гнезда не завивает"; по старинной легенде, кукушка не имеет своего гнезда именно потому, что завила свое гнездо на Благовещение и Бог покарал ее за то, что она работала в тот день, когда "даже глупая курица на такую работу не пускается" . По другой версии, в кукушку Господь превратил девицу, которая пряла на Благовещение.

В некоторых местах на Благовещение соблюдались и другие запреты, помимо табу на работу. Например, сербы по четвергам с Благовещения до Покрова не носили белое белье, чтобы не навлечь град; в Полесье запрещали на Благовещение давать что-либо взаймы и прикасаться к семенам; на Витебщине избегали в этот праздник переносить бердо из одной деревни в другую, чтобы не навлечь пожары; в Рязанской губ. говорили, что "на Благовещение на суровую пряжу не глядят - грех"; на Черниговщине запрещали на Благовещение разуваться на улице, есть на дворе и т.п. В Московской губ. существовало поверье о том, что на Благовещение нельзя спать днем в доме "под землей" (т.е. в доме, в котором поверх бревен потолка насыпана земля), иначе семена "уснут" под землей.

Очень строго соблюдался на Благовещение и запрет на половую связь, на супружескую близость и пр., так как этот "нечистый процесс" мог оскорбить Господа в его светлый праздник. Собственно, половые сношения запрещались во все мало-мальски значимые праздники; при этом считалось, что виновные в нарушении запрета будут строго наказаны высшими си-лами: на них падет неурожай, болезни, бесплодие и т.д. Во многих местах верили, что ребенок, зачатый в канун Благовещения или иного великого праздника, станет колдуном, а ребе-нок, родившийся в самый праздник, всю жизнь будет неудачником, "непутевым" или злоде-ем, либо будет рожден с каким-либо телесным недостатком. Несчастливая участь в подобных случаях угрожала не только людям, но даже и животным: так, украинцы полагали, что ягненок, теленок или поросенок, родившийся на Благовещение, будет с изъяном ("Из благо-вiсного теляти добра не ждати"), а по белорусскому поверью, такой теленок "не уйдет от волчьих зубов" .

В древнем русском быту с праздника Благовещения, воспринимавшегося как начало весны и оживания природы (а следовательно, и полевых работ, т.е. как бы нового этапа в жизни земледельца), считали начало года (который в некоторых местах так и называли - "благовещенским"). Соответственно, народные поверья гласили, что Благовещение, подобно Рождеству или Новому году, предвещает и магически предопреде-ляет весь грядущий год: "Каково Благовещение проведешь, таково и весь год". В связи с этим, ко дню Благовещения приурочивалось мно-жество обрядов и примет, связанных с "магией первого дня". Так, например, в Болгарии и Македонии, да и у восточных славян тоже, на Благовещение, как и на Новый год или Рождество, старались быть сытыми, здоровыми, хорошо одетыми, иметь при себе деньги (которые полагалось пересчитать или позвенеть ими при первом куковании кукушки) и т.д.; тогда, по народному убеждению, весь год будешь сытым, здоровым и богатым. Чтобы быть быстрым, "легким" и здоровым весь год, в Полесье на Благовещение рано утром обегали вокруг дома, а в вост. Сербии и ю.-зап. Болгарии качались на веревках, привязанных к деревьям, и обязательно ели рыбу "для здоровья". У болгар, поляков и русских воры на Благовещение "заворовывали", т.е. стремились осторожно и незаметно украсть хотя бы ка-кую-нибудь безделицу, чтобы потом весь год пользоваться удачей в своем ремесле (так как если вора не поймали в этот день, то считалось, что он не попадется и впредь и будет удачлив в воровстве). В некоторых местах с вечера под Благовещение крестьяне всей семьей переселялись "на летнее положение" в холодные клети, в летние избы, в сени или вообще на улицу, а в теплых избах оставались только больные, старики и малые дети.

Как с "начальной точкой" сельскохозяйственного года, с Благовещением связывались самые разные "хозяйственные" ритуалы. Например, русские хозяйки на Благовещение, между праздничной заутреней и обедней, сгоняли помелом кур с насеста, полагая, что от этого они начнут нестись уже к Пасхе, чтобы приготовить к Светлому празднику свеженьких яиц для христования. В Тульской губ. хозяйки под вечер на Благовещенье тайно ото всех клали в подвал на землю первый снятый по осени кочан капусты, а когда на другой день приходили от праздничной обедни, этот кочан разламывали и тщательно осматривали, т.к. сущестовало поверье, что в нем можно найти чудесные семена: если вперемешку с ними засеять рассаду, то для выросшей из нее капусты будто бы не будет страшен никакой мороз. Лужичане на Благовещение старались посеять лен, а южные славяне сажали огородные культуры, чтобы они были "благи", т.е. сладкие и сочные. В Македонии девочки-подростки первый раз на Благовещение замешивали хлеб, чтобы он всегда удавался им "благ", т.е. мягок и вкусен; кроме того, девочкам в этот день прокалывали уши для сережек, считая, что ранка в этом случае будет "блага" и быстро заживет. У восточных славян на Благовещение освящали мак и лен вместе с зерном для посевов. На Карпатах к этому празднику приурочивался первый выгон скота, причем он производился даже в том случае, если травы еще не было. Сербы на Мораве жгли на Благовещение огонь на навозной куче перед хлевом, чтобы коровы давали много густого и жирного молока.

Некоторые поверья и обычаи Благовещения были аналогичны обрядам и верованиям других больших праздников - Рождества, Купалы и т.д. Например, кое-где в Македонии верили, что в полночь перед Благовещением раскрываются небеса, сам Господь выходит из рая и все деревья кланяются ему до земли; в этот светлый миг Бога можно попросить о чем угод-но, и он непременно исполнит желание. У южных славян день Благовещения, как и празд-ник Ивана Купалы, считался временем выхода из-под земли кладов: так, болгары полагали, что в ночь под Благовещение над местами сокрытия сокровищ горят огоньки-"свечки", а ма-кедонцы верили, что в это время змеи выносят клады на поверхность земли.

Так как Благовещение считалось днем пробуждения пчел, ряд обрядов этого праздника был тесно связан с этими насекомыми. Например, сербы на Благовещение ходили к пчелам с ключом от дверей, с плужной или колесной чекой и выпускали пчел из летка, смазанного медом. Украинцы на Харьковщине вкладывали в леток череп благовещенской щуки так, что-бы пчелы выползали наружу между щучьими зубами; считалось, что тогда пчелы "не дадут себя в обиду". В Закарпатье хозяин не выходил на Благовещение из дома, чтобы пчелы не покинули ульи; а в польском Поморье пчел в этот праздник освящали. Болгары и сербы на Благовещение окуривали ульи дымом от тлеющих тряпок и навоза, чтобы к пчелам не забра-лись змеи или мыши. У восточных славян (украинцев, белорусов, русских) пчеловоды под-кармливали пчел просфорным порошком, смешанным с медом, и при этом молились, чтобы "повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие".

У восточных славян немало благовещенских обрядов было связано с просфорами (специальными ритуальными хлебцами), которые, наряду с семенами для посева, традиционно освящались накануне или в самый день Благовещения; потом эти просфоры клали бод божницу, а позднее использовали в различных обрядах. Каждый человек старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем, полагая, что он приносит счастье, удачу и здоровье. Во многих местах благовещенских просфоры пекли в каждой семье, по числу домочадцев, и при этом в одну из просфор запекали копейку; человека, которому досталась такая просфора, считали счастливым и удачливым, поэтому в течение всего года поручали ему начинать раз-ные важные работы, и в первую очередь - пахоту и сев.

Благовещенские просфоры (как полученные в церкви и освященные, так и не освященные, испеченные дома) использовали в течение года с самыми разными целями. Например, их широко применяли для лечения лихорадок и вообще различных болезней, причем как у людей, так и у скота (так, крошки просфор иногда примешивали в корм скоту для защиты от мора). Однако наиболее часто просфоры, как знак видимого благословения Божия, использо-вались в обрядах, связанных с урожаем: кусочки их зарывали по углам поля от града и засухи, клали в семена, предназначенные для сева (для хорошего роста и плодородия нив), или в первый сноп, в сусек (чтобы мыши не поели зерна) и т.д. Во многих местах просфору обяза-тельно брали с собой при севе, привязывали ее к сеялке или клали в сеялку для обеспечения благополучия всходов, урожая и пр.; считалось также, что это ограждает нивы от всякого "полевого гнуса". Схожим образом обходились и с другим ритуальным благовещенским пе-ченьем - "галепами", "бусневыми лапами", "птичками", "боронами", "серпами", "плугами" и пр.: так, "серпы" отдавал девушкам, чтобы те быстро жали, а "бороны" и "плуги" - пар-ням, чтобы те споро и весело пахали и сеяли; кроме того, печеные "плуги" и "бороны" брали с собой на пахоту для обеспечения урожая. Ритуальным печеньем у славян также подкармли-вали скот и домашнюю птицу.

Вообще, праздник Благовещения в народном сознании повсеместно связывался в первую очередь с будущим урожаем, так как, по народному убеждению, именно на Благовещение земля "пробуждается" от зимнего сна. Прикасаться к земле, "беспокоить землю" до этого праздника считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось, а нарушение за-прета, по поверью, грозило засухой, градом, неурожаем и прочими бедами. На Благовещение же, по словам крестьян, "сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние" ; в этот день, согласно одной из народных легенд, архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому и принято было некогда в малорусских губерниях на Благовещение ставить образ "праздника" в кадку с яро-вым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: "Мать Божия! Гавриил-Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!"

С праздника Благовещения у восточных славян традиционно начиналась пахота. При этом на Благовещение сев обычно не начинали, полагая, что этим можно накликать неурожай; существовало даже поверье, что тот день, на который пришелся этот праздник, будет несчастливым для посевов и пахоты, зато следующий за ним день будет для урожая самым удачным и счастливым. Вероятно, запрет начинать пахоту в самый день Благовещения был связан с общим запретом на работу в этот день; кроме того, крестьяне, по-видимому, считали нужным дать земле на Благовещение окончательно очнуться от сна, принять благословение небес и, возможно, выпустить из недр своих всех существ, укрывшихся там на зиму (не толь-ко зимующих под землей гадов, но и нечистую силу, которая, по народному убеждению, с первыми заморозками проваливается сквозь землю - в ад или подземные вертепы, - а весной, во время "раскрывания" земли, снова выскакиет наружу). Поэтому вместо пахоты на Благо-вещение обычно занимались гаданием о будущей погоде, урожае и пр., опираясь при этом на различные приметы, например: "каково Благовещение, такова и Святая ", "на Благовещение дождь - родится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!", "мокрое Благовещение - грибное лето, спорый ход красной рыбы", "Благовещение без ласточек - холодная весна" (южн.), "если на Благовещение ветер, иней и туман - к урожайному году, гроза - к теплому лету и урожаю орехов", "на Благовещение мороз - урожай на грузди", "вёдро в Благовещение - к пожарам", "коли на Благовещение снег на крышах есть, так и будет еще и на Егорья в поле", "на Благовещение солнечный день - пшеница уродится", "если на Благовещение на небе ма-ло звезд, то будет мало яиц", "коли ночь на Благовещение теплая, весна будет дружная", "в Благовещение мороз - и под кустом овес", "на Благовещенье солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет чего поесть!" и т.д.

К празднику Благовещения, как к празднику весны и "открытия земли", было приурочено множество различных очистительных обрядов (близких по своему характеру к купальским). К их числу, например, относилось традиционное и повсеместно известное умывание на рассвете в источнике или на реке, у "бегучей воды" , а также побелка дома (уко., бел.), мытье хлебной дежи (Полесье) и т.п. Однако подавляющую часть очистительных ритуалов составляли обряды изгнания или обезвреживания всей пробуждающейся и активизирующей-ся с Благовещения "нечисти" - гадов, вредных насекомых, нечистой силы, болезней, диких животных и пр.

Так, например, у восточных и южных славян на Благовещение крестьяне били в металлическую посуду или в заслонки и пр., звонили в колокольчики и колокола, кричали и стре-ляли из ружей, щелкали кнутами и т.д., полагая, что это защитит скот во время летнего выпаса от волков, и вообще отгонит диких зверей подальше от села. Подобные ритуалы могли быть как общественными (преимущественно у восточных славян), так и индивидуальными: у гуцулов, например, каждый хозяин трижды обегал нагишом вокруг своей хаты, звоня в коло-кольчик и приговаривая: "Как далеко слышен этот звон, так далеко чтобы волк держался от моей скотины".

Примерно такими же способами прогоняли и змей: так, в Болгарии на Благовещение женщины и дети до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему ложкой и кричали: "Бягайте, змии, Благовец ща ва затисне (т.е. задавит)!"; а в Сербии ходили по селу и били в металлические предметы, считая, что змеи летом будут держаться от домов на таком расстоянии, на какое распространится лязг металла. Помимо этого, для изгнания и обезвреживания змей применяли также огонь: например, у восточных славян с этой целью поджигали во дворах мусор, разные тряпки, изношенные лапти и зимние соломенные постели, конский и коровий навоз и пр. (белорусы называли этот обычай "чистить землю"); то же метод применяли и сербы, которые кидали к каждому строению во дворе зажженные тряпки, а также разжигали общественные костры, вокруг которых всю ночь танцевала моло-дежь. Украинцы на Карпатах отгоняли змей, обходя дом по солнцу и трижды бросая за собой горящую тряпку. Во многих районах Болгарии хозяева утром на Благовещение мели двор и поджигали собранный мусор перед домом или в огороде, а затем перепрыгивали через огонь босиком, чтобы защититься от вторжения и от укусов змей; при этом в некоторых местах, в дополнение к этому ритуалу, хозяйка брала зажженный факел и трижды обходила с ним дом, выкрикивая: "Бягайте, зъми и гущери (ящерицы)!" В Хомолье накануне Благовещения или рано утром в этот праздник кто-либо из домочадцев перебрасывал через порог тлеющий уголь, а первый вышедший из дома человек становился на этот уголь и заклинал змею: "Преко прага преhо, ама преко жара не мого!" (т.е. "Через порог пройду, а через уголь - не могу!").

В некоторых случаях змей старались не изгнать, а задобрить: например, в некоторых районах Македонии на Благовещение специально готовили змеям что-нибудь сладкое ("благо"), чтобы змеи были "добрыми" ("благими") и не кусались. Помимо этого, повсюду у славян к празднику Благовещения приурочивались определенные запреты, соблюдавшиеся для защиты от змей: например, запрещалось в этот праздник упоминать змей и ящериц (Болгария), выходить в сад или вносить в дом зелень (особенно зеленый лук), протягивать веревки или волочить что-либо по земле (Сербия), шить новую обувь (вос. Сербия), продевать нитку в иголку (Босния), вообще брать в руки иглу и веретено (Полесье) или даже смотреть на ве-ретено, пряжу и пр. (Пензенская обл.), ходить с палкой или вносить в дом дрова (Карпаты), отдавать что-либо из дома (Волынская обл.) и т.д. Собственно, и сам запрет на любую работу в Благовещение соблюдался в том числе и для защиты от змей и волков.

Для защиты от различных вредных насекомых витебские крестьяне на Благовещение старались во время умывания не пролить на пол ни капли воды и не уронить ни крошки во время праздничной трапезы; кроме того, в тех же местах для защиты от блох кто-нибудь из домашних рано утром, сняв с себя рубаху, втайне от всех мел хату, выносил мусор и, захва-тив с собой снега и льда, разбрасывал их по полу, а потом опять надевал рубаху и ложался спать. В Закарпаться на Благовещение также мели избу для защиты от блох, а затем ломали и выбрасывали метлу. В некоторых районах Сербии запрещалось на Благовещение убивать блох и вшей, а женщины не выливали из дома на двор ни капли воды, чтобы мухи не досаж-дали скоту. Русские Забайкалья для защиты от блох сжигали в подполе тряпку. В Боснии и зап. Сербии на Благовещение подметали дом и двор, собирали мусор и поджигали его перед домом (для защиты от блох и пр.) или под плодовыми деревьями (для защиты от гусениц), а также прыгали через огонь (чтобы защитить себя на все лето от всяких вредных насекомых). В Полесье мусор, собранный на Благовещение, также сжигали на дороге или на меже для защиты от насекомых и змей; но там для этого обычая существовало еще и другое объясне-ние: считалось, что мусор, выметенный на Благовещение и выброшенный в поле или огород, вызывает буйный рост сорняков, и его жгли во избежание "порчи", либо вообще запрещали в праздник мести жилище и выбрасывать мусор.

Видное место в благовещенской обрядности занимали также обряды, которые должны были защитить людей и их окружение от нечистой силы, особенно опасной в это время. Так, например, у русских, белорусов, сербов, болгар и пр. существовал обычай отпугивать нечистых духов на Благовещение выстрелами, битьем в печные заслонки, криком и шумом, коло-кольным звоном и т.д.

Помимо этого, к Благовещению приурочивались также различные запреты, которые следовало соблюдать для защиты от нечистой силы. Так, болгары верили, что на рассвете праздника Благовещения самодивы и самовилы возвращаются из своих жилищ (где они пре-бывали со дня Усекновения) и купаются в реках, озерах и даже колодцах; поэтому утром на Благовещение запрещалось подходить к воде, чтобы потревоженные самовилы не наслали свои чары. Считалось также, что в день Благове-ще-ния появляется змей-домовик, который пересчитывает всех домочадцев, и тот, кого он не увидит и не сосчитает, в течение года ум-рет; поэтому к этому празднику все домочадцы старались вернуться из отлучки домой. У ук-раинцев на Карпатах существовало поверье о том, что из яйца, снесенного на Благовещение, может вылупиться "осинавец" (нечистый дух, родственный огненным змеям), поэтому хо-зяйки выбрасывали благовещенские яйца в реку; белорусы же полагали, что из яиц, снесен-ных на Благовещение, выведутся цыплята-калеки, и чтобы предотвратить это, яйца клали в ступу и "угрожали" ему, делая вид, что толкут его пестом. Украинцы Волыни не советовали охотиться и вообще приходить в лес на Благовещение, полагая, что в этот день черт или ле-ший (который как раз в это время выходит из-под земли) "водит" охотников по непролазным чащам; а белорусы полагали, что на Благовещение ружье "не убивает" дичь или леший не позволяет охотникам метко целиться, поэтому охотнику в лес идти не следует - все равно удачи не будет.

Многие ритуалы Благовещения посвящались распознаванию и обезвреживанию ведьм (босорок, вештиц и пр.). Так, например, для защиты от ведьм украинцы на Благовещение обводили топором или косой по земле вокруг хаты круг, "чтобы ведьма не приступила". В Закарпатье, чтобы воспрепятствовать "босурканям", крадущим молоко у коров, в ночь на Бла-говещение клали на ворота дерн и рисовали кресты на дверях, а также старались в день праздника не отдавать из дома никаких вещей, "чтобы босорка не отняла у коровы молоко". Украинцы Закарпатья на Благовещение прогоняли скот через воду и протягивали по земле от дома хворостину, чтобы "вiдтянути всяку нечисту силу вiд себе". Словаки Закарпатья счита-ли, что на Благовещение ведьмы (босоркани) собирают росу в решето, отбирая таким образом молоко у коров; поэтому их старались прогнать, пугая ритуальным шумом, колокольным звоном и пр. Сербы вост. Герцеговины для защиты от ведьм-вештиц обходили дома с за-жженными свечами слева направо и сыпали просо. На Волыни в Благовещение обметали и обкашивали косой дом, а также караулили в хлевах, и если обнаруживали рядом со скотом жабу или другое животное, то калечили его, полагая, что это ведьма пришла отбирать у ко-ров молоко. Гуцулы считали, что на Благовещение "чередiнницi" (ведьмы) заходят в загоны к скоту и пытаются отобрать у коров манну (жирность) или молоко, поэтому, оберегая жи-вотных, люди обходили с огнем дома и хозяйственные постройки. Русские для защиты от ведьм на Благовещение разжигали ритуальные костры из старых вещей (прошлогодних со-ломенных постелей, ветхих лаптей, старых тряпок и пр.), "пугая" таким образом ведьм, и прыгали через огонь, полагая, что это на весь год защитит от недугов, сглаза, разного рода несчастий и пр., а также окуривали дымом костров одежду, проводили между кострами скот (для защиты от порчи и эпидемий и для появления здорового приплода), переносили через огонь некоторые вещи (для предохранения их от сглаза) и даже окуривали огнем углы изб (для защиты жилья от всякой скверны, нечистых духов и разных бед).

Вообще, с огнем в праздник Благовещения были связаны самые разные приметы и обычаи. Так, например, во многих местах к этому празднику приурочивался ритуал добывания ("вытирания", получения трением) особого "живого" огня: от него зажигали очисти-тельные благовещенские костры, а также разносили его по всем домам, обновляя, таким об-разом, домашний огонь. При этом, впрочем, кое-где у восточных славян запрещалось зажигать огонь в доме накануне Благовещения и (реже) в сам праздник, чтобы не ударила молния или чтобы в яровых хлебах "не повредилась солома" . Однако в других местах, напротив, под Благовещение в избах на ночь не тушили огней, чтобы лучше уродился лен и не выжгло молнией урожай и постройки. В огне печи вечером на Благовещение русские старухи пережигали соль, полагая, что этом случае она приобретет удивительные лечебные свойства и не хуже "страстрой-четверговой" будет снимать всякие недуги, горячки и лихорадки; эту же "благовещенскую соль" использовали в течение года и для лечения скота (для этого соль сыпали в ржаное тесто и пекли колобки, которыми потом подкармливали животных). Даже зола и головни от благовещенского огня наделялись в народе полезными свойствами: на-пример, в русских деревнях, когда капуста и прочие растения в огороде портились, их посы-пали этой золой, полагая, что она "поправит" овощи.

Во всех подобных "огненных" обрядах выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, символа живительного солнца, свойственная всем древним языческим религиям и, в частности, религии древних славян. Приурочивались эти обряды к празднику Благовеще-ния потому, что этот день издревле считался началом весны (весеннее равноденствие около 25 марта) и преобладания дня над ночью, началом времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света, необходимых для жизни; и недаром этот день считался в народе одним из величайших праздников года. В языческие времена около этого дня празд-новались комоедицы, "медвежьи праздники", языческая масленица. Эти весен-ние празднен-ства должны были быть прикреплены к солнеч-ной фазе; и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил масленицу за пределы ее исконного места в календаре.

Праздники комоедиц, праздновавшиеся около дня весеннего равноденствия, были известны как у славян, так и у древних греков; и отголоски этих праздников сохранились (и очень неплохо сохранились) и при христианстве. Так, например, в Белоруссии "комоедицы" проводились обычно 24 марта, накануне православного Благовещения, и в честь этих празд-ников деревенские хозяйки подавали на стол "медвежью еду" - сушеный репник, овсяный кисель и специальные "комы" из гороховой муки; после такого обеда все ложились спать, однако не спали, а перекатывались с боку на бок, подражая медведю. В этот же день народ устраивал пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медве-дя. В Болгарии также отмечали Благовещение как "медвежий праздник" и полагали, что медведь в этот день просыпается и купается в реке, очищая воду, после чего можно купаться.

Очевидно, в древности комоедицы, "медвежьи праздники", были связаны с культом Велеса, "звериного бога", в глубокой древности выступавшего в медвежьем обличье. В последние годы язычества у славян Велес имел очень много функций: он считался богом богатства и торговли, охоты и земледелия, скотоводства и всяческого благополучия. Его культ был широко распространен у славян, и посвященные ему праздники отмечались широко и разгульно; и приурочивание ко дню весеннего равноденствия христианского праздника Бла-говещения как раз и имело целью перекрыть древнее языческое празднество и уничтожить языческие "богопротивные" обряды и суеверия, такие, как "бесовские пляски", ряжение и т.п. Но обряды и обычаи сохранились, пусть и не в исконном виде; и поэтому церковь не могла не осуждать их. Так, например, уже в Кормчей 1282 г. содержался запрет против тех людей, которые в день Благовещения "пред храмины своими, или враты домов своих, пожар (т.е. костер) запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю".

К этому празднику аиста обычно прилетали из теплых краев и начинали вить гнезда. Существовало поверье, что на Благовещение открывалась земля и из нее выползали змеи, ужи и другие пресмыкающиеся.

В этот день издавна существовал обычай выпускать на волю птичек: «Чтоб пели на воле Бога прославляли и просили счастья-удачи тому, кто их выпустил». Хозяин выпускает на волю, на солнце также всех животных, даже собаки и кота выгоняет на двор - "чтобы слышали весну и сами о себе заботились".

Пасечники этот день выставляют на двор ульи.

В церкви этот день святят просфоры. Затем пасечник просфору крошит и высыпает ее в мед, "чтобы пчелы роились", а сеятель смешивает с землей и сеет по четырем углам поля - "чтобы дождевая туча нивы не проходила"; просфору зарывают в землю, "чтобы град посева не побил".

Благовещенскую просфору, как и Богоявленскую и Сретенской воду, хранили за образами.

Считалось, что, когда на Благовещение, идя за водой, девушка найдет цветок первоцвета, этим летом она выйдет замуж. Подснежник, что найдут на Благовещение, предвещает счастье. Если умыться водой, в которую положи этот подснежник - будешь красивой.

Существует поверье: какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.

Украинский народ особенно чтит праздник Благовещения и строго запрещает всякую работу в тот день: по его мнению даже птица на Благовещение празднует, гнезда не делает (Номис, 418). На Благовещение, говорили, достаточно только коснуться которого семян, или зерна, чтобы оно сейчас же потеряло свою лестничную силу и никогда не заплидниться. Нельзя, говорили, также подкладывать тот день и яйца под курицу, потому сделаются болтунами, или вылупятся из них калеки.

Все, что относится к почина, было обставлено строгими запретами: Благовещение - это праздник земли, и поэтому, как писал проф. Грушевский, против него наказувано робкий мистицизм, чтобы невзначай чем его не испоганить, не нарушить. Бог благословляет на Благовещение землю, или, как говорили гуцулы. - "Вкладывает в нее голову, чтобы ее разогреть, и от того пробуждается всякая живина, что спала в земле - муравли, лягушки, гады От Воведення до Благовещения нельзя возделывать земли, а от Благовещения можно уже над ней работать, потому что Бог благословил тот день растения - "и все дыхание". Хозяин выгонял тот день всю свою скотину и дробь, и пчел, и даже пса, на солнце, на волю, чтобы услышали весну и сами уже о себе заботились. Различные суеверные верования, гадания, магические акты вяжутся с этой основной идеей бужению земли и скрытого в ней жизнь, которую украинский народ привязывал к празднику Благовещения.

Кроме того для украинского крестьянина за народнею символикой, Благовещение предвещает, и поэтому с ним вяжется много примет: какова погода на Благовещение, такова и на Пасху будет. Если на Благовещение дождь идет, то хорошо уродится рожь. Если на Благовещение уже сидят аисты на яйцах, весна будет теплая и т. далее.

Благовещение (7 апреля). Традиционно это самый весенний праздник. Крестьяне с особым уважением относились к нему, поскольку считали, что "Бог в этот день благословляет все растения", а затем большим грехом было браться за любую работу, Особенно предостерегали беременных женщин, а как работать, то непременно отрежут ножку своему ребенку. Существует поверье, что на Благовещение даже птица не вьет гнезда. По легенде, кукушка поэтому не имеет своего гнезда и подбрасывает яйца в другие, "когда на праздник вилы гнездо, и Бог ей отобрал память".

Если ребята встречали бужская, то показывали ему священные хлебцы, которые держали при себе именно для этой возможности, и окликали: "Бусень, бусень! На тебе голвоту, а ты мне ржи копу! А девушки, встретив ласточку, брали в горсть землю и несли ее на огород, сеять, - на том месте обязательно взойдет укроп.

С Благовещением связано и другое поверье: в этот день аист обязательно должен снести хотя бы одно яйцо. Однако для домашних животных и птицы праздник не приносило особой радости. Хозяева старались не брать яиц из куриных гнезд, ибо если прикоснуться к ним рукой, то вроде вилуплюватимуться цыплята с двумя головами. Более того, если корова или овца приносили приплод на Благовещение, то некоторые крестьяне сразу же резали его, "ибо из таких добра не ждать".

Большим грехом считалось на Благовещение занимать огонь.

Девушки старались до рассвета расплести волосы, обойти вокруг дома и трижды замести в доме пол. Мусора вместе с веником относили к реке. Набрав там в ведерко воды, скроплювалы ней то место, где должны сажать капусту, потому что она потом не слизнитиме. Кстати, на Слобожанщине в этот день старались обязательно высадить капустную рассаду.

Особые надежды с этим праздником связывали пасечники. Некоторые бросал в мед просвиру и подкармливал насекомых, чтобы "зубастыми были". Другие к медовой сити добавляли красного перца и давали пчелам, чтобы здоровыми были. Наиболее суеверные ставили на летки "волчьи пасти" ("пчела, которая пролезет сквозь нее, сумеет одгризтися от чужих") или расстилали перед ульем красную ткань ("пусть насекомые злятся на обидчиков").

Некоторые обряды связаны также с домашними животными. Чтобы коровы давали много молока, вечером, накануне Благовещения, наполняли ведра и подойники водой; убезпечувались от ведьм, засевая маком-самосием хлева; сжигали старые лапти или шляпы, а пепел давали тем животным, которые трудно привыкали к пастбищ. Кроме того, в этот день старались не впускать в свои дома чужих женщин и девушек, "чтобы беды не принесли".

Пословицы, связанные с этим праздником, утверждают: "На Благовещение весна зиму окончательно преодолела" или "Благослови зиму разрушает", а потому внимательно следили за погодой.

Если вечером звездно, то родят конопли.
Какая погода на Благовещение, такова и на Большой день.
Хорошая погода - хороший урожай.
Туманное утро - половодье на реках.
Если на Благовещение лежит снег - лето неурожайным.
Если появятся лягушки и исчезнут, то столько еще будет холодно.
Благовещение без ласточек - холодная весна.
На Благовещение всякая гадь вылезает из гнезда.
На Благовещение зимы не ругай, а саней не прячь.
На Благовещение аист прилетает и медведь встает.
На Благовещение птица гнезда не вьет.
Если на Благовещение петух на пороге напьется, то на Юрия (6 мая) вол напасеться.
До Благовещения каменная весна.

Относительно праздника Благовещения в народе говорят, что даже птички в этот праздник гнезда не вьют, то есть ничего делать нельзя. И есть такая народная примета, что все, что родилось на Благовещение (люди, животные), маленькое по размеру. Относительно жизненного пути - всего в области предположений. Выводы делайте сами.

Нынче люди, не особенно углубленные в христианство, из больших праздников могут назвать лишь , Рождество да . А ведь Благовещенье также к таким относиться.

Этот день знаменит тем, что Мария узнала «благую весть». Архангел Гавриил оповестил ее, что она избрана быть матерью Иисуса. С тех пор день считается Великим праздником. Это о нем говорят: «Девица косу не плетет». С ним связано множество поверий и примет.

Приметы о свободе

День этот важен тем, что Господь послал в мир сына Своего, которому поручил освободить от греха чад Своих. Традиционно верующие встречают его с ликованием. Его выражают особым образом. Принято выпускать птиц на волю. Это красивый обряд, который многие и нынче соблюдают. Он имеет значение символическое. Это своеобразная дань памяти, выражение высшей степени радости.

С таким жестом связано понимание того глубокого смысла, который Господь вложил в присутствие Иисуса среди людей. Выпуская птичек человек выказывает свое понимание великому дару свободы. Еще считается, что это жест надежды на постоянную помощь Господа в мирских делах.

Благовещенские приметы на удачу

Еще немного «про косу» скажем. Строго-настрого запрещено в этот день волосами своими заниматься. Желательно отменить походы в парикмахерскую. По легенде Господа решила ослушаться кукушка. Эта гордая птаха вила гнездышко в Великий день. За то была строго наказана. Теперь она не может о потомстве заботиться. Яйца подкидывает иным «пернатым мамочкам». На заметку красавицам: не повторяйте несчастливой судьбы кукушки!

А вот, чтобы «карму почистить» принято было в кругу молодежи в праздник костер разводить. Через его огонь прыгали. Считалось, что пламя освобождало от грехов и дурных мыслей, лечило от порчи или сглаза. Возвращало утраченное здоровье.

Люди постарше к молодым забавам не приближались, говорили, что уже отпрыгались. Они собирали последний, не растаявший снег. Считалось, что он набирается особенной, молодой (первородной) силы от небес. Ее растапливали и умывались, чтобы смягчить проблемы, омолодиться, поправить здоровье.

Приметы Благовещенья о любви и благополучии

Семейным парам полагалось праздник проводить в полной гармонии. Если желали, чтоб любовь надолго задержалась в доме, то нужно было называть вторую половинку «любимым» («любимой»). За день данное слово должно было прозвучать не менее сорока раз. А вот тем, кто только ожидал своего счастья волосы трогать запрещалось. Говорили, что так можно «спутать» планы, заготовленные для человека судьбой. Лучше уж и не расчесывайтесь. А то промелькнет счастье, мимо пролетит, не успеете поймать.

На службу в Храм можно и без прически сходить. Там нужно обязательно взять просфору. Она служила оберегом. Те, у кого огород или приусадебный участок имеется, закапывали просфоры по четырем сторонам такового. Люди верили, что данный обряд принесет благополучие, богатый урожай, защитит от воров и иных двуногих вредителей.

Плохой приметой считалось отдать на Благовещенье что-то из дому. Даже солью не делились с соседями, куска хлеба нищему не выносили. Если не знать этой традиции, то можно свое счастье передать в чужие руки.

Народные приметы про погоду

Конечно, крестьян более всего волновало, будет ли благосклонная к ним природа. Это определяли по погоде в день Благовещенья. Если ветер поднимался, то облегченно вздыхали. Знать урожай будет славным и богатым. Дождь тоже особенно не пугал. Старики рекомендовали учить рецепты заготовки грибов. Их много будет.

Гроза на Благовещенье сулила теплое лето. Еще после такого признака обычно орехи родили на славу. А вот морозный денек сулил обилие огурцов, отличный урожай яровых. Когда снег задерживается, знать не скоро ему таять. Аж до шестого мая земля от него не освободится. Долгую весну предвещало отсутствие в этот денек ласточек. Раз не прилетели, знать, не скоро еще потеплеет. Если звезд на небе не видать, то и яиц будет очень мало.

7 апреля православные христиане всего мира отмечают праздник Благовещенья пресвятой богородицы. Церковные предания утверждают, что в этот день Архангел Гавриил сообщил деве Марии благую весть о том, что именно она станет матерью сына Божьего – Иисуса Христа.

Благовещение – праздник особенный. Этот день все, от мала до велика, особенно старались провести не совершая грехов и придерживаясь традиций. В этот день строго настрого запрещается работать – каждый верующий человек должен ликовать и радоваться вести о скором рождении мессии – ведь если бы не было Благовещенья, то не было бы и всех остальных христианских праздников.

Хорошой приметой и главной традицией Благовещения было отпускать в этот день на волю птиц. Этот обычай символизировал свободу, которую даровал Бог всему миру. Считалось, что освобождая птицу в этот праздник человек получал удачу и божественное покровительство на весь будущий год.

Праздник Благовещения

Благовещение в народе считалось третьей, последней встречей весны. Природа окончательно просыпалась и считалось, что сильных заморозков уже не будет. В этот день, когда ликует и радуется вся природа благо вести, проводили обряды на здоровье, счастье и удачу. Молодежь прыгала через костер, чтобы сжечь все грехи, а люди постарше смывали с себя болезни, умываясь последним талым снегом.

Главные приметы на Благовещение связаны с запретом что-либо делать в этот день. Например, девушкам запрещалось 7 апреля даже заплетать косы. Считалось, что из-за этого можно перепутать свои нити судьбы и вся жизнь пойдет наперекосяк.

Говорят, что в Благовещение даже ни одна птица не вьет гнезда. А кукушка, единственная птица которая не вьет гнезда наказана за то, что ослушалась этого правила.

Запомните и вы народные приметы на Благовещение, чтобы не накликать беду и весь год быть счастливыми и здоровыми.

  • В Благовещение нельзя ничего отдавать из дома, а особенно занимать кому-нибудь деньги. Даже если к вам зашла соседка за солью или сахаром, постарайтесь вежливо отказать. Иначе вы можете отдать свое здоровье и благополучие.
  • В Благовещение нельзя стричься, красить и даже причесывать волосы. Считается, что этим можно “запутать” свою судьбу.
  • На какой день недели выпадает 7 апреля, в тот день на протяжении всего года нельзя начинать новых дел.
  • Обязательно в этот праздник освятите воду, соль и возьмите в церкви благовещенскую просфору – они помогут вам в том случае, если кто-то в семье заболеет.
  • В Благовещение не одевают новой одежды – или порвете и испачкаете так, что не отстираете. Ранее девушки, которые хотели в этот день похвастаться обновками, носили их тайком несколько дней на себе, чтобы никто не видел.
  • Знахарки советовали с утра до полуночи в Благовещение женам сорок раз назвать своего мужа “любимый”. Считается, что такой своеобразный приворот поможет сохранить любовь в семье на долгие годы.
  • Если у вас есть дача или огород, обязательно 7 апреля закопайте по углам участка кусочки благовещенской просфоры – по народным приметам это даст вам хороший урожай и оградит от воров.

И, конечно же, на Благовещенье примечали погоду:

  • Если на Благовещенье еще не прилетели ласточки, весна будет поздняя и холодная.
  • Заморозки на Благовещение – к богатому урожаю.
  • Ведро в Благовещенье - к пожарам.
  • Если 7 апреля пошел дождь, значит лето будет засушливым.
  • Какая погода стоит на Благовещение, такая будет и на Пасху.

7 апреля каждый год все православные христиане ожидают одного из двунадесятых праздников — Благовещение Пресвятой Богородицы. Судя по названию церковного торжества можно догадаться, что речь идет о благой вести. Именно в этот день к Деве Марии явился ангел, и сообщил о том, что она родит Иисуса Христа.

Значение этого праздника в христианской религии огромное. Об этом говорит тот факт, что, несмотря на Великий пост, в этот день православные позволяют себе больше, чем обычно. Также о благоговении перед этим праздником говорит и то, что в этот день необходимо освободиться от работы и провести его тихо и спокойно, радуясь о Христе.

Хотя многие христианские праздники выпадают на разные дни, Благовещение к таким не относится. Каждый год этот праздник отмечают 7 апреля. В зависимости от того, на какой день недели выпал этот праздник — с этим днем будет многое связано в этом году.

По мнению священников в этот день крайне важно посвятить все свое время духовному просвещению, читая Библию и воспевая псалмы. При этом никакие мысли, работа и суетные дела не должны отвлекать.

✨ Благовещение в народной традиции

В славянском народном календаре Благовещение воспринимается как дата начала весны . У восточных славян широкое распространение получили представления о годовом цикле земли , в частности о том , что , начиная с поздней осени и до Благовещения земля «закрыта », она «спит » и т . п ., в связи с чем до Благовещения ее нельзя трогать: рыть , копать , вбивать в землю колья , пахать и сеять . «Сон » земли в период от Воздвижения до Благовещения понимается иногда и как состояние «беременности » земли , когда в ней скрыто пребывает то , что в определенный момент , при ее «пробуждении », выходит наружу . К тому , что дремлет в земле в течение зимы и выходит наружу лишь на Благовещение , относят гадов , насекомых , корни растений и пр ., а также дождевую влагу , поэтому нарушение запрета трогать землю до ее «открытия » чревато летней засухой .

Завершение периода «сна » земли на Благовещение описывается в фольклорных поверьях: ее «пробуждение , открытие , отмыкание , возрождение » и подобное , сопряженное по времени с ее благословением Богом . Вслед за этим на Благовещение на земле появляются змеи , лягушки , насекомые , пробуждаются пчелы в ульях и звери в лесу . «Открытие » земли влечет за собой разрешение на ее обработку: начинаются пахота и сев .

У славянских народов с Благовещением связывали прилет птиц из далекой страны , называемой «ирий » или «вырий ». В Белоруссии в этот день дети встречали аистов . Матери пекли им лепешки в виде лапы аиста , дети выносили лепешки во двор , подбрасывали и кликали аиста («бусла »): «Бусел , бусел , дай мне жита копу !». В России на Благовещение выпускали птиц на волю , «чтобы они пели во славу Божию » и принесли счастье тому , кто их освободил .

Иногда одновременно с пением жгли костры - таким способом «палили зиму » или «грели весну ». Благовещенские костры считались защитой от болезней , сглаза и нечистой силы . Русские жгли соломенные постели , старые лапти , прыгали через огонь и окуривали одежду . Сербы , чтобы предохранить скот от эпидемий , на Благовещение прогоняли скот между двух костров ; в канун Благовещения гасили в очагах старый огонь и добывали трением новый , «живой », огонь .

К Благовещению приурочены магические ритуалы , гадания , предсказания здоровья , счастья , удачи , богатства , урожая , погоды и т . п . Заботились о том , чтобы в этот день быть здоровым , сытым , хорошо одетым , иметь при себе деньги , потому что так будет весь год . У восточных славян в одну благовещенскую просфору запекали копейку , и кому такая просфора доставалась , тот считался счастливым и удачливым , ему поручали начинать сев или другие работы . Кусочки просфоры клали в семена , зарывали по углам поля от града и засухи , клали в первый сноп , в сусек , чтобы мыши не ели зерна ; просфору брали с собой при засеве , привязывали к сеялке , использовали для лечения лихорадки .

Наши мудрые предки верили, что земля спит под снегом, улетают в Ирий души предков, вся нечисть спит под снегом и нельзя рушить землю, пока все не проснуться, нельзя нарушать этот закон ибо до дня пробуждения земли нельзя её беспокоить. 1 апреля просыпается домовой, а следом за ним и леший. Было принято отмечать этот день подношениями своему помощнику – молоко, пирожки, сладости, каша.


А вслед за духами просыпается и земля. Говорят день Благовещенья всегда был особым, днём, когда может многое проститься, днем, когда нужно было всё начинать заново ибо природа просыпалась молодой и обновленной, снова вертелось вечное колесо жизни с самого начала.

✨ Традиции и обычаи на Благовещение

Традиции Благовещения На Руси этот праздник считался праздником свободы и спокойствия. Он не отмечался пиршеством, наоборот, люди предавались молитвам и раздумьям. Иногда на праздник пекли фигурки птиц в виде жаворонков.

Согласно преданиям одним из строжайших запретов в этот день было на вязание, шитье и плетение. Эта традиция связана с тем, что наши предки верили, что нити — это судьбы людей, которые можно перепутать и привлечь в дом расставания, ссоры и распри.

На Благовещение особое значение придавали птицам. С ними и связывали обряд выпускания на свободу птиц, зачастую голубей. Для этого существовали специальные ловцы, которые потом и продавали птиц для осуществления обряда. Существовало поверье, что голуби донесут весть о добрых делах человека ангелам, которые впоследствии его за это вознаградят.

В ночь с 6 на 7 апреля раньше было принято «греть весну», поэтому в это время устраивали праздник с кострами, где сжигали мусор, старую обувь, солому и тряпки. В последний раз зазывали весну, водили хороводы и пели песни.

Как уже упоминалось работать в этот день нельзя, но вот освящать семена и саженцы для урожая можно было. Ведь, согласно легенде, сам Бог открывает небо, чтобы благословить землю на хороший урожай.

Одной из самых интересных традиций в этот день является заготовка Благовещенской соли. Это делалось для того, чтобы в случае какой-либо болезни воспользоваться ею. Все члены семьи брали щепотку соли и помещали её в мешочек, который хозяйка впоследствии прокаливала на огне.

Если же в течение всего года эта соль была не нужна, то на Благовещение её сжигали, веруя в то, что с ней исчезают все беды и несчастья. Так же и поступали с освященной водой и просфорой, которые хозяйка хранила весь год.

Отдельно стоит отметить, что многие православные христиане после службы пытались приобрести как можно больше просфоры, если же не удавалось, то пекли сами. Затем устраивался праздничный ужин, где хозяйки измельчали этот освященный хлебец и давали всем членам семьи, некоторую часть женщины сохраняли для того, чтобы добавить крошки в корм для скота.

Также многие верили, что если в этот день сильно шуметь, грохотать тазами, звонить в бубенцы, то это отпугнет хищных зверей и сохранит домашний скот.

✨ Приметы на Благовещение

День Благовещения , воспринимаемый как одна из важнейших сезонных границ , после которой начинается весна , во многих местах считался очень «опасным » днем . В этот день повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу и даже бытовые действия . Как гласит русская пословица: «На Благовещенье птица гнезда не вьет , а девица косы не плетет ».

Почему многое нельзя делать — это связано со многими приметами. Например, если в этот день вы посадите рассаду, то она не взойдет. Кроме того, это относится не только к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, но и ко дню недели, на который этот праздник выпал. А вот следующий день после праздника — наоборот, очень удачным. Накануне праздника многие садят горох. Именно накануне это считается благоприятным посевом.

  • Посмотрите на погоду. Если на Благовещение на крышах домов лежит снег, то лежать он будет до 6 мая — Егория. Если этот день морозный, то несколько еще утренников будут холодными. Если же тепло — то много морозов ждет впереди.
  • Если не видите в праздник ласточек, то весна будет холодной.
  • Если накануне праздника Благовещение вы видите темное небо и звезд не видать, то куры будут плохо нестись. Если на улице солнце — то ждите хорошего урожая пшеницы. Дождливо — хороший год для рыбалки, а осенью будет удачным грибной сезон. Гроза предвещает теплое лето и хороший урожай орехов. А мороз — урожай огурцов.
  • Если хотите, чтобы весь год у вас был удачным, иметь крепкое здоровье, счастливую семью, то обязательно сходите в церковь и съешьте освященную просфору. Ее многие пекут для каждого в семье или покупают, а потом крошат и едят. Также крошки смешивают с семенами лучшего своего урожая и давали есть скоту и птицам. Часто это делают даже для пчел, только смешивали с медом.
  • Поскольку Благовещение припадает на пятницу, то весь год лучше не начинать нового дела в этот день, поскольку успешным оно не будет.
  • Многие крестьяне тщательно следили за погодой в этот день. Если на Благовещение был дождь, то готовились к хорошему урожаю ржи, если же гроза, то верили, что в этом году уродятся орехи.
  • Рыбаки же надеялись, что в этот день будет дождливая погода, так как верили, что весь год тогда будет хороший улов.
  • В этот день многие семьи старались не ссориться и жить в мире и спокойствии, так как верили, что год пройдет так, как проведешь Благовещение.
  • Для воров существовало свое поверье. Если в этот день получится что-нибудь украсть, то следующий год пройдет удачно и в достатке.
  • Если же в Благовещение ласточки не появлялись, то все готовились к холодной зиме.
  • Если накануне и в день праздника покупали новую одежду, то ни в коем случае её нельзя было в этот день примерять, иначе, согласно примете, она вещь быстро испортится и порвется.
  • В Благовещение Пресвятой Богородицы ни в коем случае не занимают в долг и ничего не отдают из дома. В противном случае вы отдадите свое здоровье, благополучие и покой.
  • В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами.
  • В этот день хорошо гадать, спрашивать — небо открыто.
  • В этот день на сковороде пережигают соль с молитвой — ее добавляют в еду от разных болезней. Можно разжечь костер и прыгать через него (для очищения энергетики).
  • В роднике помыть украшения, талисманы, руны.


Соль, приготовленная в день Благовещенья, по поверью, обладала особой целительной силой.
Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времен, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека.

В этот же день вы можете приготовить благовещенскую соль (применяется в тех же случаях, что и четверговая). Для этого соль (не менее 4 кг) пересыпьте в мешочек из хлопчатобумажной ткани и перед восходом солнца, на утренней заре, запекайте ее в духовке в течение десяти минут.

Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили шепотку в поилке.

Соль эту можно потом использовать в течение всего года: солить ею пищу, чистить с ее помощью квартиру, снимать сглаз и порчу и т. д. С благовещенской солью пекут булочки, которые помогают вылечить ребенка от сглаза. Ребенку следует давать такие булочки натощак на утренней заре в течение трех, семи или четырнадцати дней – в зависимости от силы сглаза.

Считается, что в этот день открывается Небо, на людей нисходит благодать и они получают возможность очиститься от грехов.

Благовещение Пресвятой Богородицы издавна считалось сложным днем. Ссоры, скандалы, всевозможные недоразумения не редкость в этот день, поэтому нужно во что бы то ни стало стараться держать себя в руках и не поддаваться эмоциям. В противном случае неприятности надолго пристанут к вам.

На Благовещение проводит магические ритуалы, для привлечения удачи, счастья, здоровья, богатства и хорошего урожая. Если в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым и иметь при себе деньги, то потом весь год, вы будете так же благополучны и удачливы.

1. Купите просфоры на Благовещение, в одну из просфор воткните копеечку. Затем обойдите всех домочадцев и пусть они выберут себе просфору. Тот, кому достанется просфора с монеткой, будет счастлив весь год, все его начинания будут иметь успех, все, что не задумает — обязательно получится, и весь год ему будет сопутствовать удача и успех.
2. Благовещенскую просфору необходимо подсушить и растереть. Полученные крошки смешать с семенами, перед посевом Такая смесь гарантирует хороший урожай.

«Где посажу, там и сидеть,
Ветром не выметать,
Дождями не вымывать,
А врагами не портить.
Мать сыра-земля, мать пресвятая церковь.
Аминь. Аминь. Аминь».

3. Никому ничего не давать в этот день.

«Ложусь спать, на мне крестовая печать, по бокам Ангелы – хранители, сохраните мою душу с вечера до полуночи, с полуночи до утра. Аминь».

5. Если в этот день до умывания подать милостыню, то целый год в доме будет достаток.
6. Жгут соль в печи и хранят золу для обсыпания огорода от вредителей. Зола имеет силу для лечения порчи.
7. Желательно не причесываться в этот день, будут лезть волосы.
8. Если в этот день 40 раз назвать мужа «милым», весь год у мужа любимой будет.
9. Собирают траву в церкви, и хранят за иконой для счастья, здоровья и благополучия
10. Для прибыли в Благовещение окропите свой магазин заговоренной водой до того, как в него зайдет первый покупатель.

«Благовест возвестил о чуде.
Благовест людей в храм ведет,
А мой заговор в мою лавку народ призовет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

11. Купить сахар, для Богова теста (для Пасхи).
12. Для удачи купите под Благовещение мед, намажьте им правую ладонь и сомкните ее с левой. Тут же разнимите ладони и увидев, как это трудно сделать, скажите:

«Как медок тает,
Рука к руке прилипает,
Так чтобы и удача ко мне, (Имя), липла.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.»



Благовещение относится к церковным праздникам, связанным с Рождеством Иисуса Христа. Именно в этот праздничный день, который сегодня церковь и верующие отмечают 7 апреля, архангел Гавриил сообщил Деве Марии о зачатии в ее чреве сына Божьего.

Благовещение в 2018 году: приметы праздника сохранились еще с давних времен. В народе этот день любили и по нему ориентировались во многих будущих событиях. В этот день традиционно принято делать хорошие и милосердные дела, молиться, раздавать милостыню и просто доброжелательно улыбаться прохожим.

Основные приметы на Благовещение:

* В этот день необходимо отказаться от всей работы, которую можно перенести на другие дни. В народе говорилось, что в день Благовещения птицы гнезда не вьют и люди не должны работать;

* Лучше всего в Благовещение не расчесываться, если это возможно. Потому что, народные приметы говорят о том, что у человека могут выпасть волосы;

* Не стоит сидеть под дымом: готовить что-то горячее или топить печи. Наоборот, костер разводили на улице, и дымом от него обкуривали дом, старую одежду. Традиционно в костре надо сжечь старые и ненужные вещи;

* Никакого дела не стоит начинать сначала в этот великий праздник;

* Если на улице 7 апреля еще лежит снег, то можно готовиться к тому, что снег будет лежать вплоть до начала мая;

* К урожайному лету такая погода на Благовещение Пресвятой Богородицы: туман, иней и ветер;

* Если в день праздника идет дождь, то в текущем году будет плохой урожай ржи, но зато стоит ожидать грибное лето;

* Если на улице сильный мороз, то в текущем году будет хороший урожай грибов груздей;

* Коли в Благовещение гроза, то лето будет теплым, а также ожидается большой урожай орехов;

* Хорошая погода в день этого праздника принесет лето с грозой и возможными пожарами;

* Если в Благовещение на улице не летают ласточки, то весна будет холодной;

* Если ночка в праздник выдается теплая, то весна будет ранняя и дружная;

* Чтобы обеспечить себе счастье в новом год, на праздник надо украсить что-то мелкое и нестоящее. К примеру, можно просто взять с работы домой ручку или карандаш;

* Ничего нельзя сеять в Благовещение, потому что человек просто не дождется восходов;

* Чтобы обеспечить в текущем году хороший урожай, рядом с кадкой, в которой зерно, можно положить икону Девы Марии;

* Для счастья и здоровья необходимо сжечь соль, а затем использовать ее по назначению;

* В Благовещение не стоит надевать новую одежду, потому что она быстро придется в негодность;

* Просфора, принесенная в этот день из церкви, считается целительной. Если раскрошить ее в кадку с семенами и все хорошо перемешать, такой ритуал обеспечит хороший урожай;

* Зима окончательно уходит либо за неделю до этого великого праздника, либо уже через неделю после него;

* Незамужние девушки не должны плести в этот день косы, потому что это укорачивает жизнь;

* Можно выпустить птиц на свободу из клеток. Эти птицы обязательно принесут человеку, который их выпустит, счастье и любовь.

7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы: приметы существуют давно и некоторые из них не потеряли актуальность и сегодня. Особенно приметы полезны для сельской местности, где жители обеспокоены урожаем. Для горожан отлично подойдут приметы о погоде и счастье, к ним также стоит прислушаться.

Благовещение в 2018 году: приметы этого праздника говорят о том, что этот день считается символом начала новой жизни. В некоторых православных странах день Благовещения когда-то являлся началом года. Этот праздник напоминает людям о рождении Иисуса Христа и духовной связи человека и Бога.

Поделиться: