Детский алкоголизм — особенно опасная зависимость с тяжелыми последствиями. Отношения в семье. Сложности лечения детского алкоголизма

Детский алкоголизм - один из самых ужасающих недугов современного общества. Тенденция к «омоложению» зависимости от спиртного наметилась пару десятилетий назад и сейчас приобретает всё более глобальные масштабы. Сформировавшийся алкоголизм диагностируется современной медициной у детей 10-12 лет и даже 5-6-летних малышей. Детский, как и подростковый алкоголизм требует обязательного и полномасштабного лечения: последствия этого заболевания для развивающегося организма необратимы.

Статистика свидетельствует, что средний возраст употребления алкоголя в странах постсоветского пространства, снизился на 5 лет. То есть, если раньше алкоголь начинали употреблять лишь с 17-18 лет, сейчас это делают в 12-13-летние подростки. Статистика неутешительная и требует принятия серьёзных государственных мер.

На развитие столь удручающего положения повлияла целая совокупность причин. Это и отсутствие морального сдерживающего фактора, исчезнувшего с развалом СССР, в котором алкоголизм искоренялся на государственном уровне, и доступность спиртного, и появление в продаже новых видов алкогольной продукции - в частности, сладких коктейлей. Детский и подростковый алкоголизм - проблема социальная и решать её нужно, изменяя общественные структуры.

Но каковы конкретные причины, формирующие алкоголизм у детей? Факторов влияния, считают психологи, может быть несколько:

  • Потребность ребёнка утвердится в своём коллективе за счёт спиртного;
  • Попытка забыться с помощью алкоголя, устраняясь от решения школьных проблем, проблем с друзьями и родителями;
  • Эмоциональные потрясения - неудачи «первой любви», гибель домашнего любимца;
  • Влияние авторитетных друзей, чей пример далеко не всегда позитивен;
  • Негативный пример пьющих родителей;
  • Выпивки «за компанию»;
  • Наличие карманных денег, которые подростки часто тратят не на мороженное и кино, а на дешёвое пиво.

Обычно подростковый алкоголизм, как и детский, развивается в среде сверстников. Детям кажется, что употребляя спиртное, они выглядят более взрослыми и приобретают уважение своих товарищей. Проблема в том, что у детей полностью отсутствует контроль количества потребляемого алкоголя, поэтому они часто получают тяжёлую степень опьянения, даже употребляя слабоалкогольные напитки.

В современном обществе в подростковой среде стало культивироваться пиво - к нему молодёжь привыкает особенно быстро. В наркологии даже стал применяться такой термин, как пивной алкоголизм - разновидность зависимости, характерная как раз для юного возраста.

Самой тяжёлой формой зависимости является врождённый детский алкоголизм - от этого заболевания страдают дети, родители которых злоупотребляли «горячительными» напитками в период зачатия ребёнка и на этапе вынашивания плода.

Такие дети получают алкоголизм в качестве диагноза уже на стадии эмбриона, если беременная мать регулярно употребляет алкоголь. Груднички с диагнозом детский врождённый алкоголизм часто плачут, требуя алкоголя, который является для них естественным стимулятором биохимических процессов. Если губы такого ребёнка смочить раствором водки, он сразу успокаивается.

Последствия детского алкоголизма

Очевидно, что детский алкоголизм более опасен и наносят больший вред неокрепшему организму, чем алкоголизм взрослого. Токсичный этиловый спирт и не менее токсичные продукты его метаболизма влияют на процессы развития и формирования организма крайне отрицательно.

Обычно подростки пьют скрытно от взрослых в подъездах и подвалах и делают это быстро (чтобы не застукали) и почти без употребления закуски. В крайнем случае в качестве используются чипсы, орешки или сухарики - не самые полезные продукты.

Уже сам способ употребления алкоголя делает детский и подростковый алкоголизм опасным - отсутствие закуски и вынужденная быстрота употребления напитков приводит к желудочно-кишечным проблемам - ранним гастритам, колитам и даже язвенным поражениям слизистой. В пиве, которое обычно употребляют дети и подростки, к тому же содержится кобальт, также способствующий развитию воспалительных процессов в пищеводе или желудке.

Помимо этого этиловый спирт влияет на:

  • Сердце и сосуды подростка - мышцы сердца вследствие токсичного воздействия алкоголя становятся дряблыми и не могут полноценно качать кровь, что приводит к тахикардии, аритмии, гипертонии;
  • Печень, вызывая её функциональное расстройство;
  • Поджелудочную железу (алкоголизм способствует хроническому воспалению этого органа);
  • Развитие репродуктивной системы (алкоголизм может вызвать бесплодие);
  • Вегетативную и центральную нервные системы.

На последнем пункте следует остановиться подробнее - молодёжный алкоголизм, как свидетельствует медицинская статистика, почти в 100% случаев ведёт к значительному снижению интеллектуальных способностей ребёнка - ухудшению памяти, логического мышления, способности к анализу. Все эти качества закладываются именно в детском и подростковом периодах развития мозга. Страдает также эмоциональная сфера - алкоголизм в юном возрасте делает ребёнка замкнутым и агрессивным.

Лечение

Детский алкоголизм будет успешно излечен, если болезнь будет вовремя выявлена и диагностирована. Важен также правильный подход родителей к наличию подобной проблемы - нельзя действовать агрессивно, но опасно также проявлять нерешительность.

Детский алкоголизм целесообразнее лечить в условиях стационара - домашняя терапия в данном случае не возымеет нужного эффекта. Ребёнка следует полностью оградить от влияния привычных факторов и друзей-собутыльников. Алкоголизм в юном возрасте не лечат с помощью сильных лекарств, поэтому решающее значение имеют психотерапия, щадящее физиолечение и фитотерапия.

Зависимость от горячительных напитков – это серьезное заболевание, которое поражает все слои общества. Но более опасна болезнь для молодого растущего организма. В обзоре мы расскажем, что такое детский алкоголизм, как проявляются признаки и каковы будут последствия недуга.

Детский алкоголизм — опасное заболевание

Симптомы

Еще тридцать лет назад проблема алкогольной зависимости у ребенка решалась на уровне государства. Современные реалии таковы, что молодежь предоставлена сама себе, поэтому пьянство среди детей становится символом освобождения от гнета взрослых. В погоне за финансовым благополучием, родители часто не замечают симптоматику болезни.

Как проявляется детский алкоголизм? Существует ряд признаков, по которым можно определить наличие зависимости у чада:

  • беспричинная агрессия;
  • нервные расстройства, психозы;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность логически и абстрактно размышлять;
  • скачки артериального давления;
  • увеличение температуры тела;
  • в крови снижается количество лейкоцитов и уровень глюкозы.

Алкоголь – это яд для человеческого организма, а в детском теле нет гормонов, которые расщепляют этанол до безвредных компонентов. Поэтому даже незначительная доза горячительного напитка вызывает у ребенка сильное отравление с судорогами и алкогольной комой. Влияние спирта на детскую психику разрушительно и часто сопровождается бредом.

Невнимательность взрослых – это основная причина проблем у ребенка

Причины болезни

Невнимательность взрослых – это основная причина проблем у ребенка. В погоне за высокими заработками, родители мало уделяют внимания своему чаду, поэтому наследник находит утешение в другом, часто опасном месте. Что становится причиной детского алкоголизма?

  • Стрессовые ситуации. Неразделенная влюбленность или гибель домашнего животного заставляет ребенка искать способы забытья, а самым простым становится употребление горячительных напитков.
  • Самоутверждение. Чтобы казаться взрослее, дети часто используют вредные привычки старших.
  • Свободные деньги. Если 30 лет назад чадо тратило карманную наличность на сладости или кино, современный ребенок может без проблем приобрести слабоалкогольный напиток или пиво.
  • Зависимость от улицы. Неумение говорить «нет» — вот причина раннего употребление алкоголя. Дети стараются влиться в компанию, а для этого нужно быть «как все».
  • Плохой пример взрослых. Чтобы ребенок стал алкоголиком необязательно жить в семье пьяниц. Если чадо видит постоянные возлияния родных, он не считает горячительные напитки чем-то вредным или запрещенным.
  • Реклама. Яркая упаковка или обещание подарков становится стимулом для того, чтобы дети пытались попробовать запретный напиток. Часто в роликах изображаются успешные люди с бутылкой или бокалом алкоголя. Низкая самооценка заставляет малышей самоутверждаться подобным образом.
  • Недостаток внимания. Детский алкоголизм – это результат невнимательности близких людей, которые заняты работой. Внутренний протест выливается в попытке казаться взрослым, совершая запрещенные поступки.

Плохой пример взрослых

Чем опасно

Детский алкоголизм протекает быстрее и стремительнее взрослого. Внешние признаки часто не замечаются родителями, поэтому с проблемой сталкиваются в запущенном состоянии. Болезнь развивается в нескольких стадиях.

  1. Начальная. Детское тело постепенно привыкает к алкогольным напиткам, которые не вызывают приятных ощущений. Период длится от 3 месяцев до полугода.
  2. Привыкание. Чадо пьет алкоголь чтобы расслабиться или самоутвердиться, копируя модель поведения взрослых. Увеличивается частота и объем напитков. Стадия развивается в течение одного года.
  3. Психическая зависимость. Теряется контроль над количеством выпитого. Организм приобретает толерантность к этанолу.
  4. Психофизическое влияние. Проявление ярких признаков алкоголизма. У ребенка нарушается нервная система, возникают психозы и галлюцинации.
  5. Регресс. Дети не контролируют свои поступки, поэтому часто совершаются антисоциальные действия. Необратимые нарушения в психике и внутренних органов разрушают чадо в физическом и моральном смысле.

Алкоголь и дети – это два несовместимые единицы. Организм взрослого уже сформировался, поэтому имеет природную защиту от негативного влияния этанола. Все системы тела работают для выведения отравы наружу, разрушая и перерабатывая остатки ядовитых веществ.

Организм ребенка только формируются, поэтому регулярное отравление алкоголем приводит к болезням внутренних органов. Больше всего достается головному мозгу, клетки которого разрушаются. Внешними последствиями болезни становится рассеянность и слабоумие. Нарушение функций сердечно-сосудистой или пищеварительной систем может спровоцировать смерть.

Детский алкоголизм опасен необратимыми последствиями внутри организма . Тело ребенка быстро привыкает к отраве на физическом и психическом уровне. Чадо не понимает, чем опасен этанол, поэтому на все запреты отвечает бунтарским неповиновением.

Апатичность и безынициативность – это обратная сторона алкогольной зависимости. Любая попытка заставить что-то сделать вызывает вспышку агрессии. Нарушение в функционировании головного мозга станет причиной ухудшения успеваемости и снижения интеллектуальной деятельности.

Детский алкоголизм опасен необратимыми последствиями

Лечение

Алкоголь и дети – это проблема, решением которой занимаются наркологи и психиатры. Чем раньше начнется терапия, тем лучше будет результат. Самостоятельно не рекомендуется заниматься самолечением, так как неокрепший организм нельзя лечить взрослыми лекарственными средствами. Поэтому используют силу народной медицины для укрепления иммунной системы и очищения всего тела.

Для профессиональной терапии ребенка помещают в специализированный стационар, где чадо будет под постоянным надзором медицинского персонала. Для уничтожения тяги применяют психотерапевтический метод, известный в народе под названием кодирование. В отличие от способов для взрослых, лечение детей проходит в более усиленном темпе. Чаду нужно объяснить, что здоровый образ жизни лучше, чем алкогольное забытье.

Детский алкоголизм не получится победить без психологической помощи. Занятия в группах способны раскрыть истинные причины проблем. Ребята с врачом разбираются в накопившихся стрессовых ситуациях и на примерах узнают о последствиях раннего пьянства.

Если в семье нет понимания, то избавление от зависимости будет временным. Не устранив причины проблем, срывы непременно повторятся. Родители обязательно должны вникнуть во внутренний мир своего чада, проявляя максимальную толерантность. Приучите решать проблемы ребенка сообща, не вынося их на улицу к сверстникам.

Детский алкоголизм можно победить при условии, что у малыша нет времени на вредные привычки. Совместные увлечения или спортивные занятия укрепляют семейные узы. Нельзя отмахиваться от ребенка, если у вас нет времени. Дети болезненно реагируют на невнимательность взрослых и компенсируют это разрушительными поступками.

«Пример и поддержка родителей – это один из тех мощных стимулов, который способен полностью изменить жизнь ребенка и дать ему возможность почувствовать любовь и заботу со стороны матери и отца».

Чтобы ребенок рос ответственным, психологи рекомендуют завести домашнего питомца. Забота о животном сделает малыша менее зацикленном на собственных проблемах. Начните с рыбок или черепашки, уход за которыми не требует специальных знаний.

Детский алкоголизм – это опасная болезнь, признаки и последствия которой разрушительны для неокрепшего организма. Часто причиной заболевания становится невнимательность родителей. Помните: нельзя заниматься самолечением недуга. Чем быстрее вы обратитесь за медицинской помощью, тем результативней станет терапия.

Похититель рассудка – так отзывались об алкоголе с древних времен!!!

Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками, всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества.

Причины детского алкоголизма

Поводы приобщения детей к алкоголю разнообразны, но в основном первое знакомство с алкоголем у детей, как правило случайное, но в последнее время с ростом семей, где оба родителя пьют, стали катастрофически расти случаи когда именно родители начинают приучать ребенка к алкоголю.

В семьях умеренно пьющих, родители своим поведением показывают ребенку пример и, как правило, мальчики из любопытства впервые пробуют алкоголь.
В более взрослом возрасте ребенку уже не удобно отказать в компании сверстников или подростков, тут появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «для храбрости».

Но чаще именно родители своим примером показывают ребенку или даже могут налить маленькую рюмочку в честь дня рождения. Таким вот образом и снимается психологический барьер и ребенок приходит к выводу, что и с ребятами можно будет принять алкоголь.

Алкоголь и дети

У здорово ребенка нет влечения к алкоголю, наоборот все дети скажут, что алкоголь – это невкусная гадость, но видя, как родители с удовольствием пьют пиво или вино, делают вывод, что это на самом деле, что-то такое интересное. К употреблению алкоголя детей толкает любопытство.

Влияние алкоголя на организм детей

Алкоголь, попадая в организм детей, быстро разносится по всему телу и быстро концентрируется в головном мозге, нужно заметить, что концентрация алкоголя в головном мозге гораздо выше, чем в крови.
Даже не большие дозы алкоголя у детей вызывают бурную реакцию и тяжелейшие симптомы отравления. Если дети начинают регулярно употреблять алкоголь (3-4 раза в месяц) то очень быстро начинают страдать органы. Печень не может справиться с алкоголем и начинает перерождаться. Страдают все органы ребенка от влияния алкоголя - это нервная система, желудочно-кишечный тракт, почки, глаза, сердце, щитовидная железа, поджелудочная железа и т.д.

В результате у пристрастившихся детей к алкоголю может возникнуть сахарный диабет, а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией.
Влияние алкоголя на организм ребенка особенно опасно еще и тем, что организм ребенка высокочувствителен к токсическим веществам (алкоголю). Опьянение у детей развивается настолько быстро, что часто врачи не успевают спасти ребенка. Врачи констатируют, что случаи алкогольного отравления детей не так уж и редки.

Случай влияния алкоголя на организм ребенка:

Мальчик 9 лет был с взрослыми на рыбалке. Во время обеда ему дали 1/3 стакана водки, которую он выпил в два приема под одобрительные возгласы взрослых. После того, как уха была съедена, а водка выпита, взрослые снова отправились к реке, а мальчик остался у костра. Вскоре он потерял сознание и в таком состоянии был доставлен в ближайшую больницу. У него наблюдалось угнетение жизненно важных функций: сердечной деятельности, дыхания, обмена веществ. Не приходя в сознание, ребенок через 2 часа умер!

Что должны знать родители ребенка об алкоголе?

Ученые проводили эксперимент о влиянии алкоголя, но мало кто знает о нем.
Мышат с детства начинали приучать к алкоголю (вину), начинали с малых доз, которые подмешивали к воде. Постепенно дошло до того, что мышата отказывались пить воду без вина, они воротили мордочку от чистой воды и предпочитали воду с вином. Постепенно дошло до того, что когда решили чуть повзрослевших мышат отучить от вина, перестав им давать алкоголь, те вели себя как настоящие алкоголики, а именно мечутся по клетки и дерутся между собой, жадно выглядывают из-за решеток клетки, двигая нервно носиком в предвкушении алкоголя. Некоторые мышата после периода возбуждения распластывались по клетке прямо, как пьяница во время похмельного синдрома.
Ученые заметили, что под влиянием алкоголя у мышат возникают нарушения в половой сфере, алкоголь влияет и на сперму, в которой все больше появляется не дееспособных сперматозоидов. Так же отмечалось недоразвитие половых органов даже при незначительном употреблении алкоголя.

Детский алкоголизм - наиболее распространенное , тяжелое и трудноизлечимое заболевание нашего времени. В последние десятилетия употреблять спиртные напитки в раннем возрасте стало «бичом» в обществе. Подростки, стараясь выглядеть взрослее в глазах сверстников, начинают прием алкоголя. Низкие моральные устои, реклама в СМИ, доступность спиртных напитков провоцируют детский алкоголизм.

Среди детей популярны легкие , слабоалкогольные напитки, по вкусу напоминающие сладкую газировку. Содержание алкоголя в них не велико, вкус приятен. Ребенок вновь и вновь покупает такие коктейли, не замечая начинающейся алкогольной зависимости.

Есть знакомый или близкий алкоголик? Действовать нужно решительно! Если ты не поможешь через силу, то ему никто не поможет.

Под детским алкоголизмом понимают психологическую и физическую зависимость, которая тяжело воздействует на растущий и формирующийся организм. Наиболее тяжелым последствием употребления алкоголя в раннем возрасте - полная деградация и летальный исход. Те дети и подростки, которые употребляют спиртные напитки часто становятся зависимыми намного быстрее, чем взрослые. Стать алкоголиком больной может даже за месяц, если хотя бы раз в неделю впадает в состояние тяжелого опьянения.

Последствием детского алкоголизма - быстрые изменение внешнего и внутреннего состояния организма:

  • прекращается или замедляется рост организма;
  • запускаются деградирующие процессы;
  • разрушается психическое здоровье, внутренний мир;
  • нарушается работа органов и систем организма;
  • меняется внешность;
  • замедляется половое развитие.

Дети и алкоголь – страшное сочетание. Принимать спиртное ребенку опасно - дитя превращается в зависимого в разы быстрее, чем человек старшей возрастной категории. Организм детей еще не сформирован на 100%, и нарушить его работу токсическими веществами легко.

Диагноз алкоголикам ставят, если есть нескольких факторов, присутствующих у малыша или подростка. Первый внешний признак проблемы - отсутствие рвотного рефлекса при употреблении сверх нормы спиртного, неспособность контролировать себя в дозировках напитков (больной не чувствует, что ему скоро станет нехорошо от выпитого). Возникают такие признаки, как частичные провалы в памяти утром, проявления абстиненции в тяжелой форме и частые запойные периоды.
Часто алкоголизм развивается у подростков и детей от 11 до 14 лет. Преобладают среди них пивные алкоголики. Объясняется это тем, что из-за рекламы и общественного мнения, дети не считают пиво опасным продуктом. Но, даже небольшие количества пенного напитка способны довести детей до такого страшного диагноза. По мере развития болезни меняется поведение ребенка – из доброго превращается в агрессивного, делает неоправданные поступки: грубить, убегать из дома, порой перестает мыться, посещать школу.

Причины детского алкоголизма

Детский алкоголизм – явление, широко изучаемое наукой психологией. Причины у детского алкоголизма обычно скрываются в различных социально-педагогических факторах, отношении родителей и атмосфере в семье. Нередко отец и мать в силу каких-либо причин не уделяют достаточного внимания детям, и они становятся предоставленными самим себе. Бывает и обратная ситуация, когда родители оказывают сильное моральное давление на подростка, и алкоголь он использует как возможность забыть об этом и немного расслабиться.

Иногда юные алкоголики просто копируют поведение взрослых, и, если в семье часто употребляют спиртное, то малыш считает это вполне нормальным. Порой подростки за счет распития горячительных напитков пытаются завоевать авторитет среди сверстников или хотят дружить со старшими ребятами, пытаясь самоутвердиться таким образом. А есть дети, которым просто некуда девать свободное время, они ищут возможность развлечься и чем-то заняться.

В последнее десятилетие появилась тенденция, когда в развитии алкоголизма становится виновна именно мать малыша, которая употребляла спиртное во время беременности. Алкоголь в этом случае оказывает сильное влияние на плод, приводя к необратимым изменениям в развитии. Наличие характерных внешних признаков, видя которые стоит задуматься и обратиться к врачу: у детей-алкоголиков нередко изменена внешность, присутствуют отклонения в строении лица и тела и т.д ..

Алкоголизм подростка имеет еще одну причину - генетическую предрасположенность. Если для родителей употребление спиртного стало систематичностью, есть вероятность, что ребенок переймет этот синдром. Даже бывший алкоголик рискует, что у его детей будет повышен риск развития алкогольной зависимости. Но, многое будет зависеть и от юного человека, моральных ценностей, его отношения к жизни, социальных условий развития.

Детский алкоголизм - последствия:

  • нарушения работы желудка и кишечника;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • снижение защитных функций;
  • разрушение центральной нервной системы;
  • отмирание клеток головного мозга.

Алкоголизм - разновидность наркомании, страшной и губительной болезни, способной привести к серьезным последствиям. Детская зависимость практически не лечится, поэтому важно не допустить этого заболевания.

К мерам профилактики относится соблюдение социальных, внутрисемейных и воспитательных требований. В семье, которая воспитывает малыша или подростка, должны быть мир и согласие, стабильность, материальный достаток. Важно уделять ребенку время, интересоваться увлечениями, уважать мнение, считаться с ним. Отличный вариант, если ребенок будет с пользой проводить свой досуг в кружках и секциях, иметь хобби.

Важно интересоваться, с кем дружит ребенок , из каких семей сверстники, чем они увлекаются. Следует доносить детям, что алкоголь неспособен решить или устранить проблемы, а банка пива в руках не сделает человека лучше или краше для других. Но, если у ребенка появились малейшие признаки алкогольной зависимости, нужно немедленно обращаться к врачам и лечиться. Пытаться решить проблему самостоятельно не получится - требуется квалифицированная помощь наркологов, психологов, а иногда и психиатров.

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Поделиться: