Деревенские свадьбы 30 годов ссср. Интересно о советских свадьбах и свадебных традициях. Свадьба в ссср. как это было

Свадьба в СССР многие годы была делом хлопотным. Где купить свадебное платье и костюм жениху. На что купить. Где играть саму свадьбу и на что ее играть. Где взять нормального тамаду и гармониста, чтобы не напились раньше приезда молодых. Сколько звать гостей и у кого из соседей выпросить стулья. Какую посуду ставить на стол – получше (чтоб как у людей) или похуже (все равно поколотят, ироды). Чего дарить и на какую сумму, чтобы и в грязь лицом не ударить, и лишнего не отдать. Во времена же печально известных кампаний по борьбе за трезвость добавилась иеще одна головная боль – где взять водки. Не в смысле «много», а в смысле – «чтобы хватило». Потому что если брать водку в смысле «много», то в таком смысле ее точно не хватит.

Однако свадьба не всегда была таким ужасом. На заре советской власти отношение к ней было намного проще: пришел в ЗАГС в чем есть, прямо-таки забежал, расписался – и иди себе с миром. В послевоенных 50-х тоже было не до сложностей – денег не было, потому и не заморачивались.

Проблемы начались в 70-х, достигнув своего апогея в 80-х. Вплоть до того, что за пригласительные билеты для брачующихся, по котором можно было приобрести строго поштучный пищевой и легкопромышленный дефицит, среди родственников нередко разгорались войны: заявления подавались в два ЗАГСа, соответственно получались два пригласительных – один шел на свадебные нужды, а второй исчезал во внутренних нуждах семей. Можете себе представить кошмар, когда матери двух семейств (жениха и невесты) бились насмерть в попытке вырвать друг у друга какую-нибудь несчастную пару мужских чешских ботинок – каждая своему давно законному мужу.

***
По произведениям советских художников легко можно проследить свадебное действо от начала до конца. И начиналось оно с того, что все его участники наряжались))

Алексей и Сергей Ткачевы. "Перед венцом. Дочери". 1976-1977 гг.

На этой картине у невесты длинное платье и чрезвычайно длинная фата. Одеться ей помогают подружки (в их роли могли выступать и сестры). У той, что в зеленом платье, волосы уложены в завитушки. А вот одета она, честно сказать, жутковато.

Моравов А. «В волостном ЗАГСе»

Вот как раз иллюстрация свадьбы по-простому. Пришел, расписался, полюбовался на портрет Ильича, ознакомился с содержанием плакатов и ушел. Никакой торжественности, никаких цветов, стол крашен-перекрашен, портфельчик небрежно брошен на край, девушка слева от скуки аж газету читает.
Жених– без затей, в тулупе, т.е. в дубленке (она еще не скоро станет предметом зависти и шика), свидетель тоже. А вот дамы принарядись-таки в цветастые платки, даже и не поймешь кто из них невеста.

***
А это уже 70-е. Торжественность налицо. Стол покрыт обязательным красным полотнищем – это же советская свадьба, а не какая-нибудь империалистическая.
Цветы простые – как будто со своего огорода: букетик роз и астры (осенью, стало быть, свадьбу играют). Букеты без упаковки.


1970

У жениха в кармашке – цветок. Таких цветков в кармашках и в петлицах, кстати, у советских художников оказалась тьма. Вот такая буржуйская отрыжка. Но зато у невесты весьма горделивый вид. Который несколько портит еще один частый атрибут советской свадебной живописи – непременное присутствие национального костюма. Здесь он слева.
Непременная советская школьница. У свидетеля – через плечо торжественная лента. В дверях – музыканты с духовым инструментом и с не знаю как называется, но похоже на барабан со шляпкой из медных тарелок.

***
Обратите внимание: это единственная картина, которую мне удалось разыскать, где стол покрыт не красным полотнищем, а белой скатертью. Неслыханная смелость.
Здесь цветы уже в прозрачных упаковках (буйство подобных упаковок придет потом), да и букет у невесты побогаче, а у жениха поинтереснее цветок (если это вообще цветок, а не кружевной платочек).

Wedding 77 Prustalenko V.A.

Дама-регистратор в строгом темном костюме. Строгий темный костюм – непременный атрибут всякого советского торжества. За окном – стандартная свадебная «Волга» (судя по характерной линии на крыле), правда белая, особым шиком считалась черная «Волга», но ее было трудно достать. А еще виднеетсячастная красная машина аж с антенной на крыше. В 70-х не у всех автовладельцев были антенны.

UPD. Комментарий a_orlov : "у частных машин никогда не было антенн на крыше. У частных машин антенны располагались на крыле. Антенна на крыше подключалась не к приемнику, а к радиостанции. "Машина с рогом" вместо обычной чёрной Волги показывала на более высокий ранг чиновника так же, как дополнительный телефонный аппарат в рабочем кабинете. Кроме высоких чинов на таких машинах ездили только оперативные службы. Судя по красному цвету изображена машина какой-то пожарной шишки, или это фантазия художника. Сам я встречал только чёрные и очень редко белые Волги с такой антенной".

***
Ну слава богу, красное полотнище вернулось на стол. Но зато исчез черный костюм жениха – жених изображен в сером костюме. Вместо цветка в кармашке у него ленточка и веточка. Оригинально. Исчез и темный костюм регистраторши – она изображена в светло-зеленых тонах, видимосимволизируя этим весну новой семейной жизни. Слева – еще один национальный костюм. Снова слева.


Sunepol"s"kuj 1971 Wedding

Что же происходит на картине? А происходит там самый торжественный момент – обмен обручальными кольцами.

***
После того как кольца прочно надеты, теперь уже новобрачных (жених и невеста остались в прошлом) поздравляет регистратор. От имени государства. Через плечо у него красная лента с изображением государственного герба.


Wedding 72 Solodovnikov

Здесь в должности регистратора мы видим мужчину – удивительная редкость. В основном на этой должности работали женщины. В строгих темных костюмах. Море цветов и даже ковер на полу. Хороший ЗАГС.

***
После того как поздравления отзвучали, документы оформили, шампанского выпили, можно и уходить.

И. Шевандронова. "Молодые". 1975 г.

Это явно не ЗАГС, а дворец бракосочетаний. Широкая лестница, панорамное окно, огромные зеркала, в которые смотрятся следующие невесты, ждущие вызова. Они волнуются, то и дело поправляют то прическу, то косметику, то фату. Пожелаем им счастья, а нашим молодоженам пора приступать к очередной и не менее важной торжественной части…

В современных сериалах про жизнь в СССР не­редко показывают, как парень с девушкой побудничному забежали в ЗАГС, расписались, полу­чили справку, а с утра, как ни в чем не бывало, отправились на работу. В этом сериалы не сильно грешат против истины. Долгое время в Советском Союзе из свадьбы не делали культа.

Советская’ власть озабо­тилась вопросами семьи и брака с первых месяцев своего существования. 18 декабря 1917 года вышел Де­крет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому документу, устанавливалась единая форма брака для всех граждан России, вне зависи­мости от вероисповедания. Для того чтобы считаться му­жем и женой, достаточно было просто зарегистрировать­ся в государственных органах власти. Не возбранялось до­полнительно венчаться в церкви, но обряд не имел ни­какого официального статуса.

Вступить в брак стало очень просто. Брачный воз­раст был определен в 16 лет для девушек и в 18 лет — для молодых людей. Единствен­ными причинами, по которым не допускалось заключение брака, были наличие у кого-либо из супругов душевного заболевания, нахождение бу­дущих супругов в близкой сте­пени родства и наличие нерасторгнутого брака. После принятия декрета законно­рожденные и незаконнорож­денные дети стали равны в своих правах. Демократизи­ровали и разводы. Декрет «О расторжении брака» был при­нят 19 декабря 1917 года. Согласно ему, разводами стала заведовать не церковь, как ранее, а местные суды.

Так называемые «красные свадьбы» уже мало напомина­ли дореволюционные торже­ства. У молодых зачастую по­просту не было денег, чтобы устроить даже самый скром­ный банкет. Поэтому они не­редко просто расписывались в ЗАГСе и начинали жить вме­сте, а потом уже собирали близких и друзей на какой-ли­бо советский праздник.

Отношение к браку изме­нилось в связи с ростом бла­госостояния советских людей после войны. Эти изменения наметились еще в 1950-х го­дах, когда невесты все чаще начали снова надевать белые платья, а после регистрации молодые отправлялись на пышные застолья. Начали ме­няться и ЗАГСы. В 1959 году в Ленинграде по предложению комсомольцев производ­ственного объединения «Светлана» и при поддержке обкома партии был создан первый в стране Дворец бра­косочетаний. В следующем году в Москве в ДК Горбунова была проведена массовая выездная регистрация бра­ков. Одновременно сочета­лись 80 пар. А еще в 1960 году в Москве открылся Дворец бракосочетания №1 — един­ственное место, где реги­стрировали браки с ино­странцами.

Легитимную основу изме­нениям придало законода­тельство. 18 февраля 1964 года вышло постановление Совета Министров под инте­ресным названием: «Внедре­ние в быт советских людей новых гражданских обрядов». Это постановление придало самому брачному ритуалу но­вые грани. Теперь для заклю­чения брака требовалось присутствие свидетелей с обеих сторон. И молодоже­нам предоставлялась возможность справить свадьбу. Отныне для них создавались специальные салоны для но­вобрачных, и официально по­лагалось 2-3 дня отгулов на работе. Но словно бы для того, чтобы повысить ответ­ственность брачующихся, те­перь их расписывали не в день обращения в ЗАГС, а только через месяц.

«Новые гражданские обря­ды» потребовали от людей де­нег, и немалых. Но не эконо­мить на свадьбе очень быстро вошло в моду. Для жениха считалось святым делом ку­пить кольца и костюм. А для невесты — обзавестись сва­дебным нарядом. Поскольку в стране царил дефицит, моло­доженам при подаче заявле­ния выдавали талончики на приобретение свадебных ко­стюмов и обуви, а также колец в салонах для новобрачных. Требовались только деньги. В 1960-е годы у невест самым модным считалось платье из плотной ткани под названием «космос» — плотной, негибкой, похожей на вафлю. Но ника­ких вольностей в виде де­кольте, шлейфов и оголенных плеч не допускалось.

Непосредственно в день свадьбы молодые встреча­лись в ЗАГСе. Ритуал с выку­пом невесты возник позже. Сначала выслушивали пафосную речь о важности семьи как ячейки общества для строителей коммунизма, по­том обменивались кольцами, расписывались в книге реги­страции и официально стано­вились мужем и женой.

Традиция с поездками по городу возникла довольно давно. Престижно было прокатить молодых на «Волге» или «Чай­ке». Машины украшались лен­тами, кольцами и куклами. В обязательную программу вхо­дило патриотическое посещение Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем.

Ну а потом начиналось главное — праздничное засто­лье. На нем в придумывании ритуалов изощрялись друзья и родственники. Например, было принято ставить перед молодыми каравай, а за по­дарки гостям вручать шиш­ки — печеные сладкие булочки, которые за­казывали вместе с ка­раваем. Если свадьба справлялась дома, мо­лодых старались са­жать на фоне ковра — как символа будущего достатка.

Недаром говорили не «побывать», а «по­гулять» на свадьбе. Ро­дители молодых вле­зали в долги, но выворачивались наи­знанку, добывая прав­дами и неправдами, дефицитные делика­тесные продукты. В результате столы ло­мились от изобилия еды и алкоголя. Свадь­ба действительно на­поминала пир на весь мир. Для нее снимали кафе или столовую, и гостей туда набива­лось под завязку. Порой по несколько сотен человек. За устроенный для них праздник гости не скупились на подар­ки. Особенной популярно­стью свадьбы пользовались у молодежи. Для нее это был своеобразный клуб зна­комств. Многие впоследствии сами женились, познакомившись на чьей-нибудь свадьбе. Обычно советская свадьба пела и плясала два дня. Вто­рой день начинался с друж­ной опохмелки после перво­го. Но сил, чтобы пить и веселиться два дня подряд, у народа хватало.

С повышением благосо­стояния советских людей на­чало происходить и их рас­слоение. Появились элитные свадьбы, отличавшиеся особенным размахом и амбици­озностью. Родители щеголя­ли перед гостями, приглашая знаменитостей в качестве «свадебных генералов», удивляя присутствующих ши­ком, кортежем из иномарок и «живой музыкой». Простым смертным на подобные ме­роприятия путь был практи­чески заказан, а потому рож­дались слухи. Самым известным из них стал слух о свадьбе, которую якобы устро­ил в 1974 году руко­водитель Ленинград­ского обкома Гри­горий Романов для своей дочери Ната­льи. На следующий день радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» поведали, что свадьбу дочери Романова отмечали в Таврическом дворце, а гости на ней раско­лотили царский сер­виз, специально взя­тый из запасников Эрмитажа! Информа­ция о сервизе позже неоднократно опро­вергалась, но леген­да о «романовской свадьбе» гуляет и по­ныне.

Антиподом элитных были скромные комсомольские свадьбы. Часто они справлялись где-нибудь в общаге, без родителей и родственников. Во времена горбачевского су­хого закона безалкогольные комсомольские свадьбы ста­вились в пример.

В селах свадьбы играли осенью, после сбора урожая. И основательно готовились к ним, запасаясь мясом, разно­солами и самогонкой. В день бракосочетания на улице ста­вили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села. Обычно им даже не требова­лось специального приглаше­ния — все кругом были друзья и родня. В деревенских свадь­бах было больше ритуально­сти, имеющей древние корни. Например, обвязывание же­ниха и невесты вышитым по­лотенцем, поливание воды перед молодоженами, посы­пание их крупой и еще много чего. Но главной их особенно­стью были гармонь и море са­могонки. От этого и возникли поговорки: «Какая свадьба без баяна» и «Какая свадьба без драки».

Оказывается, не так просто найти задокументированный материал по проведению свадеб в Советском Союзе. Екатерине Бушуевой , организатору Свадебного агентства Лямур-Тужур (Москва) пришлось потратить в районной библиотеке немало времени, сильно озадачив сотрудниц этого «почти пересохшего источника знаний». Информация нашлась скудная и просеянная через морально-этическое сито цензуры и редакторов.

Поэтому «Как проводились свадьбы в СССР» Екатерина решила спросить у самих главных героев семейных пар, чей Big Day выпал на это время в истории нашей страны. Сменились название, политический строй, цвет и количество нулей на банкнотах, но Родина-то одна, а значит и связь поколений никуда не делась.

Основная цель этой статьи - провести свадебные параллели в двух эпохах.

Разобьем привычную нам подготовку свадьбы на пункты и сравним с советскими аналогами. В конце обязательно сделаем выводы. Хотелось бы понять, выиграли ли мы что-то, имея невероятные возможности по организации свадьбы или потеряли что-то очень важное в самом главном дне?

Стиль повествования бывших женихов и невест сохранены. Выражаю огромную благодарность опрашиваемым, которые согласились на мою авантюру вернуться на 30-40 лет назад и вспомнить как они отметили свадьбу, а именно:

  • Семья Якубовых, женаты 32 года , отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Крысиных, женаты 34 года, отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Бушуевых, женаты 33 года, праздновали свадьбу в небольшом городе, в квартире.
  • Семья Сынковых, женаты 36 лет, свадьба в сельской местности (записано со слов Бушуева Александра)

1. Подача заявления в отдел записи актов гражданского состояния исполкомов районных или городских Советов народных депутатов[i] .

По-моему, очень страшное название, особенно про депутатов! Сейчас звучнее – просто ЗАГС. Расписывали во всех населенных пунктах большой страны, серьезность вступления в брак в поселковом исполкоме, и в столичном Дворце не отличались, а вот сам праздник – кардинально. Стандартный срок ожидания – 3 месяца.

Сколько времени вы ждали росписи после подачи заявления?

Светлана Якубова: «Стандартно было три месяца, но мы подождали месяц, так как расписывались в четверг, в будний день».

Людмила Бушуева: «Мы ждали два месяца, и торопились расписаться до мая, так как слышали про примету [свадьба в мае, значит будете маяться]».

Светлана Крысина: «Мы три месяца ждали. Как заявку подали, я сразу платье начала шить».

2. Свадебное платье. Первый квест для советских невест.

Шоу «Остаться в живых», «Остров» и «Форт Боярд» отдыхают на фоне задания «Найди свадебное платье в Советском Союзе». Несмотря на то, что первое ателье открылось в Союзе в 1922 году, проблема с красивой праздничной одеждой оставалась довольно долго. Наши бабушки платья точно шили, а с 70-х можно было поискать платье в специализированных салонах для новобрачных.

Где вы покупали свадебное платье?

Светлана Якубова: «1984 год. Салонов свадебных в Москве два или три от силы. А из моделей… максимум три варианта платьев. То есть, какое тебе подойдет по размеру, такое и купишь. Все! Платье купила первое, которое село на меня по размеру. Фату взяла у соседки. Есть такое поверье, что нельзя брать чужое платье, чужую фату. К этому времени соседка уже развелась, но покупать на один вечер фату совершенно не хотелось. Туфли где-то достали импортные, очень хорошие. А костюм у мужа был, не знаю, с каких времен, но был! В ателье тяжело попасть было, надо в 5 утра вставать, занимать очередь, и не факт, что что-то нормальное сошьешь».

Светлана Крысина: «Я сама шила. Оно у меня до сих пор хранится. Мало того, тогда очень модно были «вафли» [стеганный эффект]. У меня кокетка была спереди и сзади, украшенная этими «вафлями», я вручную его делала несколько месяцев. Серебряный поясок помню, тоненький из парчи. И под этот поясок - серебряные босоножки».

А вот такой популярной, как сейчас, услуги «стилист-визажист» не было. В большинстве своем невесты собирались, красились и делали прически самостоятельно или при помощи мам/сестер/подруг. Но отсутствие профессионального макияжа совершенно не отражалось на счастье, которые излучали даже не идеально накрашенные глаза.

Светлана Крысина: «Была такая парикмахерская «Чародейка», я туда записалась заранее, пришла, а мне ничего толком и не сделали. Подстригли чуть-чуть, «полачили». Я пришла домой, вымыла голову, накрутилась и поехала!».

А как же популярная сейчас свадебная флористика? Был ли букет невесты?

Светлана Крысина: «Букетов невесты, как сейчас, не было. Я помню, что мне дали какие-то огромные цветы. Я стояла с этим букетом, меня за ним видно не было, и думала «Хоть бы кто-нибудь у меня его забрал!». Розы еще были, они же колючие, я все за платье переживала, как бы не зацепить, некомфортно мне с цветами было».

Кстати, красные гвоздики часто встречались в руках невест, и ассоциация их с партийными праздниками и 9 мая – весьма ошибочна, значение гвоздик красного цвета на языке цветов означает «Горячая любовь, восхищение». Подходящий цветок для любящей и любимой женщины.

3. Профессиональная фотосессия: «Ты сними, сними меня, фотограф» (из песни Пугачевой А., 1989 г.)

Сразу оговорюсь, первое что бросилось в глаза при просмотре свадебных фотографий из ЗАГСов, это их стойкий розовый оттенок. Как фотографы умудрялись снимать в разных интерьерах, но с одинаковым радостным оттенком - загадка, оставшаяся без ответа. Чаще всего профи фотографировали регистрацию брака, а торжество осталось только на любительских кадрах.

Был ли у вас на свадьбе фотограф?

Светлана Якубова: «Фотограф при дворце был. Фотографии у всех одинаковые, построение одинаковое, посмотреть друг на друга, встать, сесть. Ничем не отличаются [фотографии]».

Людмила Бушуева: «У нас засветилась пленка и сохранилось буквально несколько фотографий».

«Обычно фотографировал тот, у кого имелся фотоаппарат».

Знаете, что поразило меня, человека из свадебной индустрии? Самостоятельное оформление свадебных альбомов. Стихи, приметы, подписи, комментарии… В наше время напечатать фотокнигу можно практически во всех населенных пунктах, но рукой подписанные фотографии вызывают самые трепетные и нежные чувства!

4. Свадебный кортеж: Наши люди в булочную на такси не ездят («Бриллиантовая рука», 1968 г.)

Пробок в СССР даже в крупных городах практически не было, но долгие прогулки-фотосессии не имели смысла из-за отсутствия фотографов и вообще традиции множества профессиональных кадров. Транспорт искали по всем знакомым. Особым шиком считалась «Чайка» или «Волга», но чаще всего свадебный эскорт – это личные автомобили друзей, родственников, соседей или такси. Что касаемо прогулки, принято было посещать памятные места, приносить цветы к памятникам вождям пролетариата и другим почитаемым личностям, а потом уже и отмечать можно.

Как вы добирались в ЗАГС и была ли свадебная прогулка?

Светлана Якубова: «У нас получилась очень интересная свадьба! Вместо того, чтобы поехать на Олимпийский проспект, водитель отвез нас в Олимпийскую деревню [это противоположные районы Москвы]. Какой там погулять?! Хорошо что не было пробок. Потом жених потерялся по дороге. У нас же большинство студенты были, особо не разгуляешься. Поэтому невеста ехала в Чайке, а жених ехал на Москвиче своего друга и их затерли по дороге где-то. Не видно, что свадьба едет. Мы ко дворцу бракосочетания подъезжаем, а жениха-то нет!».

Светлана Крысина: «У нас на свадьбе шел сильный ливень. И гулять мы никуда не ходили».

Людмила Бушуева: «Заехали мы по дороге к памятнику Ленина, положили цветы, сфотографировались и уехали. Зачем - не знаю, но фотографии где-то оставались».

5. Ресторан и меню: Да разве могут в ресторане вкусно накормить?! («Москва слезам не верит», 1979 г.)

Это сейчас каждое приличное кафе предлагает услуги проведения банкета, еще лет тридцать назад такой формат праздника был редкостью. Отмечали, в основном, дома, где на маленьких кухнях собирались родственники молодых и соседи, вместе резали салаты, готовили, а потом все это дружно съедали в гостиной за длинным столом.

Где вы отмечали свадьбу?

Светлана Якубова: «Мы сняли банкетный зал. Можно было найти в Москве. А алкоголь покупали заранее. Так получилось, что нанимали только поваров, а все продукты покупали сами. Давали талончики в магазины, такие же как в свадебные салоны, там и закупались. А наши друзья отмечали свадьбу в гостинице «Украина», вот там было все по полной программе, для показа, пафосно».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас у родственников в деревне все гнали хороший самогон, никто не отравился. Много своего было – соленья, заготовки, все соседи приносили. Было по-домашнему очень вкусно!».

Людмила Бушуева: «У меня папа так расстарался, где-то достал шикарные продукты - колбаса, рыба, нарезка, мясо. Столы ломились. Вкусно безумно».

Светлана Крысина: «Мы отмечали в кафе «Дружба». Там же готовили. За месяц обговаривали меню. Притом алкоголь не покупали, в кафе организовали, машин не было, мы точно за ним не ездили».

А как же свадебный торт?

Светлана Якубова: «Торт был, но мне было совершенно все равно, что будет на столе. Не помню, чтобы были украшения, мне было неважно! Не было такого, что надо сделать свадьбу обязательную».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Торт просто покупали к чаю, детям, бабушкам. Самый обычный, в магазине».

Людмила Бушуева: «У моей подруги на свадьбе в «Арагви» [дорогой грузинский ресторан в центре Москвы] был не торт, а какое-то угощение национальное из муки и сахара. Очень необычно!».

6. Свадебные подарки: «Что тебе подарить, человек дорогой» (из песни Н. Караченцева, 1984 г.)

В век тотального потребительского изобилия нам не понять всю ценность чешского сервиза. Исчезла романтика ожидания новой покупки или подарка в дом. На свадьбах самым актуальным подарком является конверт с денежным содержимым. Кстати, еще в начале прошлого века вручать молодым деньги – дело было обидное.

Что вам дарили на свадьбу?

Светлана Якубова : «Мы заранее сказали, чтобы деньгами дарили. А так, могли подарить все что угодно, и духи, и постельное белье».

Бушуева Людмила: «Вот кто-что сумел достать, то и дарили. Посуда, одеяла, хрусталь, книги…»

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Деньги? Конечно, дарили! Но ценнее было на селе именно достать что-нибудь дефицитное. Зарабатывали прилично, а купить толком было нечего».

Светлана Крысина: «У нас свадьба была студенческая, много молодежи. А свекровь мне возьми и скажи: «Ну, что это за гости? Ни подарков, ни денег» Так я на нее обиделась!».

7. Развлечения на свадьбе и тамада: Тост без вина, как брачная ночь без невесты («Кавказская пленница или другие приключения Шурика», 1966 г.)

Интернет не просто пестрит, а задыхается от предложений ведущих, тамады на свадьбу. «Топ–притоп-10» ведущих вашего города готовы сутками проводить свадьбу, даже если вы сами этого не хотите. В предыдущей стране без свадебного персонала чудесно получались невероятно искренние торжества, и каждому слово доставалось, и танцы до упаду, и драка иногда случалась для порядку. =)

Был ли ведущий или тамада у вас на свадьбе?

Светлана Крысина: «Ведущего у нас не было, кто хотел, тот брал слово, все очень свободно. А вот выкупали меня очень долго. Мы были на последнем курсе института и пригласили всю группу. Так мальчишки наменяли пятаков и разукрасили их в красный цвет. В метро меняли целую хозяйственную сумку. Они нас посыпали, а мы с мужем должны были подметать. А он возьми и все собранные деньги в этом конкурсе мне пересыпал. Все смеялись, что я бюджетом буду заведовать. И кусок первый каравая тоже я укусила поздоровее».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас был баянист, тамада был не нужен».

Людмила Бушуева: «Жена брата зачем-то нацепила на платье пробки от бутылок, ходила и звенела, а еще мучила нас какими-то конкурсами странными, например, спички повставляла в яблоко, надо было что-то там говорить про жену. А сестра моя юная совсем была, так переживала за свое поздравление, говорила долго, не зная, чем закончить, так в конце после паузы выдала «Всё!».

Светлана Якубова: «Были мы на свадьбе в Пушкино [небольшой город в Подмосковье]. Это было что-то! Мы не выдержали больше двух часов и ушли. Шутки у тамады были очень плоские и неудачные, и откровенно неприличные. А еще помню был ансамбль, где солист пел, а во тру у него папироска была, то есть, не вынимая папироски он исполнял песни».

Была ли традиция красть невесту или какой-нибудь предмет ее гардероба?

Светлана Якубова: «Меня украли. Друзья подговорили выйти за какой-то мелочью. И только я вышла из зала, меня хватает друг и уносит. Засунул в машину и увез. Это все было очень натурально, муж испугался».

Светлана Крысина: «Меня крали на свадьбе! Куда-то прятали, крали туфлю, наливали туда водку, пришлось пить мужу».

Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.

В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом серьезной критики со стороны общества. Регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении религиозных институтов, и правовая практика постоянно выявляла расхождение реального положения дел и декларируемых постулатов. Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки. Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными. При этом такие дети и их матери оказывались поражёнными в гражданских правах.

Мероприятия новой власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей “буржуазную” семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества. Одними из первых советских законов были декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении брака и о гражданском браке как акте, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов, об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными, а также о ведении книг актов гражданского состояния (работа с регистрационными книгами была возложена исключительно на советские органы; дореволюционные документы о регистрации брака, выданные церковью, приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГС ами, подведомственными НКВД ).

Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.

В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. “красные свадьбы”. Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).

19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал “частным делом брачащихся”, а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГС е была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством (фактический брак признавался имеющим юридическую силу по судебному решению). Это декларировалось и законодательствами ряда союзных республик, кроме Азербайджанской, Таджикской, Узбекской и Украинской ССР .

В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять “негативное” воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Здесь важно отметить: сложность разговора о советском свадебном церемониале обусловлена базовым явлением советской культуры – невозможностью доверия “официальному слову”. Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным.

20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (новая редакция вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Законодательство 1936 года по сути восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология “пролетарского брака любви” потерпела фиаско. Это проявила и статистика: в стране неуклонно рос процент зарегистрированных союзов между очень молодыми женщинами и пожилыми хорошо обеспеченными мужчинами; аборт и даже совет его сделать достаточно сурово наказывались (в начале 1920-х годов в стране осуществлялось около 2 млн. абортов ежегодно). Советская власть активно противодействовала лишь двум традиционным в ряде регионов явлениям – многожёнству и принуждению к браку.

Угроза депопуляционной катастрофы, ставшая очевидной в годы Великой Отечественной войне, предопределила принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР стало возможным записывать усыновлённых детей как родных с сохранением тайны усыновления (в 20-е годы “приписки” в определении отцовства и материнства осуждались). А 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”“. В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение “законный брак” вновь стало общеупотребимым. Все супружеские пары, состоящие в незарегистрированных фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были посетить отделы ЗАГС . В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время другой супруг был вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, имели право признать его законнорожденным Процедура развода ужесточалась (было введено обязательное разбирательство в народном суде). Брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться слово “сожительство” (этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение “фактический брак”).

Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.

Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).

Во-вторых, в 1956 году состоялась передача органов ЗАГС из подчинения МВД в ведение местных Советов депутатов. Ранее размещавшиеся в отделениях милиции органы ЗАГС получили отдельные помещения и были укомплектованы более квалифицированным контингентом сотрудников (большинство делопроизводителей имели полное среднее образование; тогда как прежде у сотрудников в основном были за плечами начальная школа или семилетка).

В ЗАГС ах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.

Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС , проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов. А в 1958 году по предложению комсомольцев Ленинградского производственного объединения “Светлана” и при поддержке Ленинградского горкома партии был создан первый в СССР дворец бракосочетаний.

Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).

15 декабря 1960 года по решению исполкома Моссовета в столице был открыт Дворец бракосочетания № 1 (Грибоедовский), в котором стало возможным регистрировать и браки с иностранцами.

Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в процедуру регистрации брака были вновь внесены изменения направленные на “внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов” (так называлось постановление Совмина, вышедшее 18 февраля 1964 года, на основании которого стала вестись широкомасштабная работа по созданию системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния). Был установлен определённый срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных стало обязательным). Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы новобрачным стали предоставлять 2-3 дня отгулов – “на свадьбу”.

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма “Весна”, Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.

Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).

В 1960-80-е годы в процедуру свадьбы был введён ряд обязательных ритуальных элементов: поездка по “местам памяти” (посещение памятника вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов), символическое напутствие молодым (чтение “Обета верности”, вручение “ключа” от семейного счастья, “Летописи семьи”, медали “Совет да любовь”), посадка “деревца семьи” или участие в создании “аллеи молодоженов”… Популярностью стало пользоваться свадебное путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (путёвку получали в салонах новобрачных или в общественных организациях учреждений по месту работы или учёбы). Полиграфия выпускала миллионными тиражами открытки “Приглашение на свадьбу” (традиционное оформление – цветы и два соединённых кольца)…

В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.

Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.

В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС ).

В 1977 году семейные нормы впервые вошли в Конституцию СССР : “Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье”, “Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь” (глава 7 “Основные права, свободы и обязанности граждан СССР ”).

Во второй половине 80-х советский брачный церемониал, как и общество в целом, претерпевал кризис: годы перестройки ознаменовались, с одной стороны, взлетом популярности церковных обрядов легитимизации брака, а с другой – ростом процента отказов от государственной регистрации брачных отношений.

Арманд И.Ф. Коммунистическая мораль и семейные отношения. – Л., 1926.

Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992.

Семейные узы: модели для сборки / Cост. и ред. С. Ушакин. – М.: НЛО , 2004. – В 2-х кн.

Татьяна Воронцова

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы...

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.

Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Нарком государственного презрения в первом Советском правительстве Александра Коллонтай и 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР Павел Дыбенко.

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).


Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Поделиться: