Что означает шведская семья. Большая шведская семья- особенности людей в Швеции

0 Как говорит мой товарищ - "Хорошие и плодотворные отношения с женщинами, залог здоровой и продолжительной жизни ". Именно поэтому он предпочитает встречаться сразу с несколькими барышнями. Перефразируя Мумий Тролля "Пьёт других девчонок сок ", чтобы это ни значило, но я догадываюсь конечно. Большинству мужчин грезится тёмными ночами, что у них несколько женщин сразу, и это далеко не шутки. Ведь в народе подобные отношения издавна получили своё наименование, это Шведская семья , что значит вы можете прочесть немного позже. Чтобы разобраться в этом запутанном выражении, и в других, не менее любопытных словечках, предлагаю добавить сайт сайт в свои закладки.
Однако, прежде чем я продолжу, строго рекомендую посмотреть ещё парочку моих новостей по тематике секеса . Например, что значит Орг@зм , как понять слово Доминант , кого называют Би , что означает Бум-Бум и т. п.
Итак, продолжим, что значит Шведская семья?

Шведская семья - так говорят, когда три человека разного пола живут вместе, как одна дружная и крепкая ячейка общества, и между ними имеется интимная связь


Происхождение выражения Шведская семья восходит к 70-м годам 20-го века. Причём он возник исключительно на территории СССР . Тогда на Западе был самый разгар с*ксуальной революции, и в Советский Союз дошли отголоски этого странного безумия. Люди, которые побывали в "загранке", передавали из уст в уста удивительные сведения, о жизни семейных пар в Европе. Особенно советских людей поразила шведская молодёжь, которая селилась коммунами, и предавалась свальному греху в невиданных у нас масштабах. Кроме того, нашим согражданам пришлась по душе группа "ABBA ", которая состояла из двух пар, и исполнявшая романтические любовные серенады.

Сегодня нам известно, что только в республиках бывшего СССР используется выражение Шведская семья, значение его не известно, как на западе, так и на востоке. Правда, в 50-х годах прошлого века в повседневную речь европейцев попал похожий фразеологизм - "Шведский грех " (swedish sin). В то время чопорная Европа с подозрением относилась к экспериментам шведов на ниве с*ксуального просвещения школьников, а так же довольно смелым фильмам шведских же кинематографистов.

Забавно, что практически никто из ныне живущих граждан Швеции "ни ухом ни рылом" про это крылатое выражение, и про его популярность среди русских. На самом деле у шведов имеется понятие об этом явлении, но они его называют по-гречески "poly " (много). Именно таким образом "шведский союз с*ксуального просвещения", который был основан аж в 1933 году обозначает романтические отношения включающие трёх и более лиц. Правда в наше время подобный вид "извратов" практически не распространён, а "близкие соседи" пошли гораздо дальше, и используют иные формы взаимодействия полов, например "сербу", "самбу", "шельвбу", "дельсбу", и кроме того "бонусные " и так называемые "большие" семьи.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Шведская семья , и что сегодня подразумевают под этим загадочным выражением.

Шведы не знают, что такое "шведская семья"

"В ГОРОДЕ Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят — Боссе, Бетан и Малыша"
Астрид Линдгрен, "Карлсон, который живет на крыше"


КТО придумал, будто шведские семьи — это когда при одном муже две жены или при двух мужьях — одна жена, или семья из двух мужей и двух жен, все живут вместе и дети общие? Я спрашивал шведов, и они удивленно вскидывали брови, хмурились, переспрашивали, не понимая, а потом смеялись: "Это в России так про нас говорят? Ну и ну… Конечно, у мужа может иметься любовница, а у жены — любовник. Но чтобы семьей… и чтобы это считалось привычным делом и не осуждалось обществом — такого не бывает. Группенсекс — бывает. Но, насколько нам известно, это есть и у вас. С таким же успехом можно сказать "американская", "голландская", "французская" семья. Конечно, лет 30 назад то, что вы имеете в виду, может, и было в моде, но сейчас — исключено."

Вместе — дружная коммуна

ВПРОЧЕМ, раскрепощенная и незакомплексованная Швеция во все времена отличалась свободой нравов и демократичностью во взаимоотношениях полов. С высокой степенью уверенности шведов можно назвать пионерами европейской сексуальной революции. Масла в огонь подлил вышедший в 60-х годах шведский фильм "Желтое любопытство", пестревший откровенными эротическими сценами.

Недавно скандальный режиссер Лукас Мудиссон, главная надежда современного шведского кино, решил обратить свой взор на эпоху 70-х и рассказать о некой коммуне под названием "Вместе". Швеция, середина 1970-х. Десять лет сексуальной свободы заметно отразились на эволюции нравов в стране, "изнасилованной" экономическим чудом. Мудиссона можно было бы обвинить если не в эпигонстве, то во всяком случае во вторичности, ведь всего двумя годами ранее Ларс фон Триер снял "Идиотов" и, что называется, закрыл тему. Однако швед в отличие от датчанина избрал совсем другую интонацию, предложив вместо радикального экстремизма сентиментальный пастиш, ностальгирующий по безрассудству и обретению нового необычного опыта.

ИЗВЕСТНЫЙ шведский журналист Пер Далберг, работающий на "Радио Швеции", поведал о своем опыте проживания в такой коммуне.

— В Швеции действительно нет такого устоявшегося понятия, как "шведская семья" — в том смысле, который вы подразумеваете. В 50-е годы существовало обозначение "женат или замужем по-стокгольмски". Тогда люди жили вместе, не расписываясь, и это не считалось официальным браком. Далее, в 60-70-е годы, "левые", тесно связанные с движением хиппи, внесли новый оттенок в так называемое совместное проживание. Они искали альтернативу нормальной гармоничной семье. Это было "красное" социалистически-коммунистическое движение, в то время очень популярное не только в Европе и Скандинавии. Прямой вызов ячейке буржуазного общества и его благополучию — нормальной семье, где папа — глава, то есть так называемому патриархату. Мы были в то время детьми, подростками, и даже в школе это влияние было заметно. Почти все, что было мужским, — считалось негативным, над мужским началом смеялись, издевались. Кстати, многие из моих друзей узнали себя и свое детство в фильме "Вместе". Я тоже жил в коллективе или коммуне, называйте как хотите. Это было в городе Карлстад. Мы спали вместе на одной кровати, хотя каждый имел свою комнату. И, естественно, ничего странного, если я "был" в понедельник с Сусси, а во вторник с Анной. Главное — обоюдное желание.

Мы питались кашами, недорогой пищей, не хотели работать, жили на социальное пособие, у нас даже был свой автомобиль "Форд". Это считалось "Свободой". Неизбежный побочный эффект — буйный расцвет венерических заболеваний в то время. Многих одно это разом вернуло в "нормальное русло". Еще одна деталь, круто повлиявшая впоследствии на возврат к патриархальности семьи, — несколько другая свобода, экономическая: введение в середине 80-х оплачиваемых страховкой свободных рабочих дней по уходу за ребенком для отца. Три месяца для папы, при этом нас еще и активно призывали воспользоваться этой возможностью. Постепенно уравнивание прав женщины и мужчины в Швеции пошло именно таким курсом, чтобы оба могли и работать, и детям внимание уделять.

Хотя пожить "шведской семьей" в нашем представлении было бы наверное интересно...

Говоря о так называемой «шведской семье», следует сразу оговориться: считать это явление типично шведской традицией нельзя! Более того, как раз в Швеции подобное встречается достаточно редко. Название «шведская семья» употребляется исключительно в России и в некоторых странах бывшего Советского Союза, и связано это с теми представителями «прогрессивной» шведской молодёжи, которые противопоставляли традиционной семье, в которой видели часть буржуазного общества, жизнь в т.н. «коллективах» – точнее, комуннах. В других странах такую форму брака называют просто – «хозяйство на троих» .

Впервые нечто подобное появилось отнюдь не в Швеции, а в одной из самых консервативных стран – в Испании, причём не в «сумасшедшем» XX веке, а в в конце XVIII, и сделали это отнюдь не какие-нибудь радикально настроенные вольнодумцы-революционеры, а… королевская семья!

Супруга наследника испанского престола Мария-Луиза Пармская обратила внимание на 18-летнего Мануэля Годоя из королевской охраны, и юноша, который на всё был готов ради карьеры – даже на роман с не очень молодой и не очень красивой женщиной – и сделала его своим любовником, а супруг… не стал возражать! И сам отношений с женой не прекратил. Так они и жили втроём, и продолжали жить после восшествия супруга на престол (это был король Карл IV), а Мануэль Годой со временем стал премьер-министром Испании… к слову, король очень хорошо относился к Мануэлю и проводил в его обществе чуть ли не больше времени, чем королева, так что подозрения возникают всякие… но прямых доказательств нет.

Вот так и выглядит то, что обычно называют шведской семьёй – разнополый брак втроём: двое мужчин и одна женщина или две женщины и один мужчина – возможны варианты.

Следует заметить, что далеко не всегда такой «брак на троих» подразумевает «секс на троих». Сексуальные отношения могут быть какими угодно: и гомосексуальными, и бисексуальными, и даже… платоническими, или же соблюдается очерёдность.

Разумеется, такой «брак» ни в России, ни на Западе в принципе не может быть зарегистрированным… т.е. зарегистрированными будут только одна мужчина и одна женщина, третий член семьи может жить с ними лишь неофициально.

Что толкает людей на столь странные отношения?

В определённой степени – экономические причины: двое мужчин могу вполне прилично обеспечить и жену, и ребёнка; две женщины могут разделить обязанности: одна рожает и растит ребёнка, пока другая делает карьеру… Определённую роль играют и психологические причины: не найдя понимания у мужа, женщина легко соглашается на присутствие в семье второй женщины, которая удовлетворяет ей эту психологическую потребность…

И всё-таки подобная форма отношений содержит в себе на порядок больше «подводных камней», чем традиционная семья. Начнём с того, что чем больше людей, тем труднее им договориться, и если двое не всегда без проблем договариваются, кому выносить мусор, а кому идти в магазин – то что же говорить о троих! К тому же, разделить внимание поровну невозможно в принципе – всё равно одному (одной) из двоих будет доставаться больше, другому меньше – или так будет казаться… т.е. ревность неизбежна. Да и любовь по определению сосредотачивается на одном объекте – распределить на двух мужчин или женщин можно дружбу, но не любовь…

Обо всём об этом надо как следует подумать, прежде чем соглашаться на «шведскую семью»! А также о том, что если бы «брак втроём» имел какой-то смысл, существовало бы три пола, а не два.

У шведов достаточно свободное отношение к брачным узам. Современные шведы в большинстве своем не заключают официального брака. В Швеции распространены два вида так называемого гражданского брака, в рамках которых отношения не оформляются официально. Это «самбу» - гражданский брак совместного проживания, в котором мужчина и женщина живут под одной крышей, регистрируются в местной налоговой инспекции и ведут совместное хозяйство. И «сербу» - нечто вроде «гостевого брака», в котором женщина и мужчина живут порознь, каждый на своей территории, но проводят какое-то время вместе, например, отпуск, выходные или определенные дни в неделю. В обоих формах брака могут быть общие дети. Основное отличие от российских гражданских браков состоит в том, что эти отношения признаются юридически, и только собственность остается раздельной.

Как и в большинстве стран Европы, создание семей в Швеции , в том числе и гражданских, приходится на довольно зрелый возраст – где-то в районе тридцати лет. Также с годами уже довольно сильно упрочилась тенденция к позднему рождению детей – также к тридцати годам, а то и за тридцать. В среднестатистической семье Швеции обычно не более двух-трех детей.

Шведы с легкостью разрывают отношения, особенно в случае измены. В стране очень велик процент разводов. Распространенным явлением стала, так называемая серийная моногамия, то есть неоднократная смена партнера. Соответственно, шведские дети, как правило, имеют сводных братьев и сестер во вновь созданных браках их родителей, а чаще всего и не в одном.


В семьях Швеции мужчина и женщина абсолютно равны. Это не просто культурная традиция страны, или элемент мировоззрения общества, это политика государства, закрепленная на законодательном уровне. В Швеции существует целое министерство по вопросам интеграции и равенства полов, а также более тридцати лет назад - в 1980 г. был создан институт Омбудсмена по вопросам равноправия полов. К примеру, отпуск по уходу за ребенком в семьях Швеции предоставляется отцу наравне с матерью, причем он не имеет права отказаться от ухода за ребенком в пользу женщины. При разводе дети обязаны проводить равное время с каждым из родителей.

В Швеции принято по-особому воспитывать детей. Это не та страна, где родители являются непререкаемым авторитетом. Ребенку изначально дается большая личностная свобода. Не зависимо от возраста его принято выслушивать и с его мнением принято считаться. Воспитывать принято на его ошибках, а не прямым поучением взрослого. Если ребенок сделает что-то неправильно, он должен прочувствовать на себе последствия неправильных решений, и больше уже не ошибаться.

Физические наказания по отношению к ребенку в любой форме категорически запрещены законом. Ребенка нельзя даже
слегка шлепнуть за провинность, поскольку, если это станет известно, то последует судебное разбирательство и штраф. Еще одной характерной чертой воспитания в семьях Швеции является то, что ребенку объясняются нюансы взрослой половой жизни в раннем возрасте, как правило, в пять лет. Секс в шведском обществе и в рамках шведских семей является темой для открытого и свободного обсуждения. Шведы считают, что лучше все объяснить ребенку в пять лет, когда половые функции еще не активны, и к этой теме человеческих отношений нет повышенного интереса.

Как уже было сказано, наравне с оценками семьи в Швеции как наиболее современной и отвечающей потребностям времени, также существует и мнение, согласно которому Швеция переживает глубочайший кризис института семьи. С одной стороны «социализм с человеческим лицом», которого достигла Швеция, имеет прямое выражение в экономическом вопросе. Шведы – достаточно обеспеченная нация, эта страна известна своими масштабными социальными программами для незащищенных слоев общества. В Швеции самая высокая в мире доля валового внутреннего продукта, затрачиваемая на социальное обеспечение пенсионеров, медицинское обслуживание бесплатное, около 80% подоходных налогов уходит на финансирование здравоохранения. Кроме этого, в Швеции бесплатное и общедоступное высшее образование. С другой стороны, Швеция – это страна одиноких людей. Индивидуализм и свобода, к которым пришло и которыми гордится шведское общество, имеют свою оборотную сторону. Социологи констатируют, что большое количество похорон пожилых людей проходит без церемоний, их кремируют, а прах никто из родственников не забирает. Отсутствие погребальных церемоний является важным показателем разрыва эмоциональных и чувственных уз во многих семьях Швеции .

В связи с низкой рождаемостью в Швеции высока доля пожилого населения. Средняя продолжительность жизни в стране у мужчин – 78,6 лет, у женщин – 83,2 года, на настоящий момент процент населения в возрасте от 80 лет и выше достиг самого высокого показателя среди стран Европейского союза и составляет 5,3%. В свою очередь лица старше 65 лет составляют 18% населения Швеции.


Кроме того, что рождаемость в семьях Швеции довольно низкая, 60% из всех рожденных шведских детей - внебрачные, 20% из общего количества детей воспитываются одним родителем. В Швеции очень велико количество разводов – на 38 тысяч браков, которые ежегодно оформляются официально, приходится 31 тысяча разводов. За плечами среднестатистического шведского родителя, как правило, по три брака. На государственном уровне даже финансируются исследования, призванные доказать положительное влияние такого типа отношений на детей, которые при переходе после очередных разводов от одних родителей к другим, приобретают опыт социальных отношений и жизненный опыт, который пригодится им во взрослой жизни. Поскольку слова «отчим» и «мачеха» в общественном сознании ассоциируется скорее с негативными чувствами, то в Швеции практикуется обращение к новым членам семьи, как «родитель один» и «родитель два».

Согласно статистике, которую ведет шведская Ассоциация сексуального равенства (RFSL) более 40 тысяч детей в Швеции имеют родителей (или одного родителя) – гомосексуалистов. Однополые браки в Швеции были легализованы в 1995 г. и первоначально на законодательном уровне оговаривалось, что это будут браки исключительно гражданские (без освящения церковью), однако скоро государство сделало исключение и в этом вопросе: гомосексуальные пары благословляли в церкви, но без свидетелей и молитвы. Кроме этого, лесбийские пары, опять же по законам страны, имеют право на экстракорпоральное оплодотворение, которое оплачивается государством.

Шведское государство очень активно вмешивается в процесс воспитания детей. Этому благоприятствует то, что в подавляющем большинстве шведских семей оба родителя работают, так как очень высокие налоги делают невозможным содержать семью на одну заработную плату.

Интересы и права детей в семьях Швеции защищаются специальным институтом омбудсмена. Также есть целый ряд организаций: BRIS («Права детей в обществе») - дежурная электронная и телефонные линии для подростков и детей; Friends («Друзья») - помощь, если сверстники обижают, и др. Телесное наказание детей запрещено в любом виде, и эта норма введена уже с 1979 г. Родители не имеют право безнаказанно повысить на ребенка голос, потянуть за ухо или дать подзатыльник. За избиение ребенка законодательством предусмотрено 10 лет тюрьмы. Дети подробно проинформированы о своих правах еще с детского сада, и знают, что имеют право (и должны) о подобных случаях сообщать в полицию. В Швеции функционирует такой орган, как Центральный совет по вопросам здравоохранения и социальной защиты. Ежегодно по его решению из семей Швеции от родителей забирают порядка 12 тысяч детей. Предлогами для этого могут быть ошибки в воспитании, некомпетентность родителей в вопросах воспитания, и даже чрезмерная опека.

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Поделиться: