Чарушин я ходил по зоосаду. Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных. Рассказы о животных

Рассказ о птицах для детей. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ о том, что даже ворона можно научить говорить. Не верите? Тогда прочитайте рассказ и всё сразу поймёте.

Евгений Чарушин. Яшка

Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

— Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.

— Чего, — говорю, — чего тебе надо?

— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.

Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

Говорить их учат так.

Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.

Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.

Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.

Однажды я пошёл в зоосад. Там я посмотрел всех зверей и всех птиц. Видел слона, павлина, крокодила, разных антилоп.

Но почему-то всех больше мне понравилась простая рыжая кошка. Её звали Маруська. Она забралась в клетку к бобрам и сидела там, будто настоящий дикий зверь. А потом поймала огромную, противную крысу, вышла из клетки и понесла её в зубах мимо всех зверей. Потом эта Маруська встретила служителя зоосада, отдала ему крысу и снова пошла в клетку к бобрам - ловить крыс.

Я ходил, ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона - ворон и ворониха.

Сижу я, отдыхаю, покуриваю. Вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

Дай Яше горошку!

Я даже сначала испугался и растерялся.

Чего, - говорю, - чего тебе надо?

Горошку! Горошку! - закричал снова ворон. - Дай Яше горошку!

У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку.

Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом съел свою половину. Интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.

И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и маленького скворца. Говорить их учат так. Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу - раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.

Вот и вся премудрость. Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечьему:

Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!

Тут ему горошку и дали:

Кушай, Яшенька, на здоровье.

Наверно, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу. Проснёшься утром, а птица тебе крикнет:

С добрым утром! С добрым утром!

Или попросится:

Эй. выпусти погулять! Выпусти!

Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.


Смотрите также: "Верный Трой" Чарушин Е.И.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания по образцу.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Открытие нового знания.

6. Первичное закрепление с комментированием.

7. Самостоятельная работа в тетради.

8. Рефлексия деятельности.

9. Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

по теме: «Е. Чарушин «Яшка»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята! Прозвенел звонок и сказал нам, что пора начинать наше занятие. Давайте вместе подумаем и скажем ради чего вы хотите сегодня работать? (высказывания детей: чтобы понравиться учителю, чтобы получить хорошую отметку, чтобы похвалили родители…)

А чтобы у нас всё получилось надо внимательно слушать друг друга и не ссориться. Пожелаем друг другу удачи!

  1. Проверка домашнего задания по образцу (Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился?»)

10 учащихся выходят и читают у доски, в жюри выбираются те, кто на предыдущем уроке получил «5», остальные проверяют домашнее задание сидя за партой.

Образец рассуждения

Чтобы получить «5» надо:

  1. Читать громко
  2. Читать без ошибок
  3. Читать выразительно

Жюри поднимают табличку с отметкой и кратко её комментируют.

Кто не согласен?

Кто из ваших товарищей, на ваш взгляд, прочитал лучше всех?

Мнение учителя о подготовке домашнего задания.

3. Актуализация знаний. Тему урока формулируют сами учащиеся после выполнения заданий. (Сегодня мы будем знакомиться с рассказом Е. Чарушина «Яшка»)

Ребята! А каких животных можно научить говорить? (высказывания ребят) Оказывается можно научить говорить птицу. Вы наверное думаете, что это попугай! (высказывания ребят) Но Е. Чарушин рассказал нам совсем о другой птице.

Учитель читает загадку «На дереве сидит, кар – кар кричит?»

На доске изображен ребус и картинки птиц. Учащиеся находят изображение вороны, читают и объясняют пословицу с доски «Не считай ворон на уроке» Далее работают со скороговоркой: читают её хором повествовательно, вопросительно, восклицательно и объясняют её смысл.

  1. Постановка учебной задачи.

Кто может сформулировать тему урока (высказывания ребят)

Хочу ли я быть похожим на ворона Яшку?

Спланируем свою работу: (на доске)

  1. Читаю
  2. Отвечаю на вопросы
  3. Работаю в группе
  4. Работаю в тетради
  5. Делаю вывод

5. Открытие нового знания. Учитель и хорошо подготовленные учащиеся читают произведения. Остальные учащиеся внимательно слушают.

6. Физкультминутка под музыку.

7. Открытие детьми нового знания.

Понравилось ли вам это произведение?

А чем понравилось?

Где встретил Чарушин Яшку? (в зоосаду)

Чем удивил ворон писателя? (он говорил человеческим голосом)

Что говорил Яшка? (дай Яшке горошку)

Что было в кармане у писателя? (монетка и пироженое)

Что сделал Чарушин? (он бросил монетку в клетку)

Как поступил Яшка? Прочитай.

Как поступил Яшка с пироженым? Прочитай.

Как проходил урок обучения? Прочитай.

Через сколько дней Яшка заговорил? (через 20 дней)

Какую птицу хотел завести у себя Чарушин? (сороку или галку)

8. Первичное закрепление с комментированием (работа в группах)

Работать будем в группах.

Какие правила работы в группах надо помнить?

На доске записаны качества ворона.

Смелый.

Хитрый.

Умный.

Жадный.

Заботливый.

Забавный.

Свободный.

Задание для каждой группы:

Прочитайте с доски качества ворона.

Все ли эти качества подходят к ворону Яшке? (нет, он нежадный)

Доказать каждое качество ворона словами из текста.

Вывод: хочу ли я быть похожим на ворона Яшку?

Представители групп озвучивают ответы.

Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей).

9. Самостоятельная работа в тетради с самопроверкой по эталону.

Как будите работать самостоятельно?

Как будите проверять выполненную работу?

10. Итоги урока (рефлексия деятельности)

Поднимите руку кому сегодня на уроке было легко?

Поднимите руку кому сегодня на уроке было трудно?

Чему научились на уроке?

Какое открытие для себя вы сегодня сделали?

Как вы это узнали?

Где эти знания можно применить?

11. Домашнее задание.

Рассказ об Яшке.

Сообщение о вороне (по желанию).


Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»

Цели деятельности учителя: способствовать расширению читательского кругозора; создать условия для ознакомления с творчеством писателя и художника Е. Чарушина, жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж» на основе стихотворения А. Кушнера.

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства, передавать настроение в стихотворении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные : общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные : планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные : уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности.

Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).

Небылицы

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал ещё, что будет

С ним сплошная маята.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад.

Пел он песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд.

II. Постановка учебной задачи.

Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?

Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».

III. Открытие нового знания.

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).

2. Работа по вопросам учебника.

3. Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.

От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)

Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)

Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить её говорить. На иллюстрации автор уже обучает птицу.)

4. Выборочный пересказ текста.

Хочется ли вам завести дома птицу и научить её говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.

Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.

Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.

5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».

На доске : детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).

Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?

Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».

Выборочное чтение стихотворения.

6. Работа по вопросам учебника.

Соотнесение рисунков, репродукций картин на доске с названиями жанров изобразительного искусства.

Ученики прикрепляют таблички со словами «портрет», «натюрморт», «пейзаж» рядом с соответствующей иллюстрацией.

IV. Рефлексия деятельности.

Какие научные знания вы получили на уроке?

Кто помог вам узнать жанры изобразительного искусства?

Кто рассказал, как научить птицу говорить?

Какие ещё открытия вы сделали на уроке?

− Назовите героев рассказа. (Герои: девочка, поросенок и автор.)

− Какими словами начинается рассказ? («Однажды я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить».)

− От чьего имени идет повествование? (Повествование идет от лица автора.)

− Какой вы её себе представляете? (Ответы детей.)

− Как девочка обращалась к поросенку? (Она говорила ему: «Поросеночек, скажи, пожалуйста».)

− Объясните, почему она так говорит. (Девочка очень любила поросёнка. Она была доброй и вежливой.)

− Какие слова девочка просила сказать поросенка? («Мама, папа, дерево, цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю».)

− Что отвечал поросенок девочке на её вопросы? (Он отвечал ей: «Хрю-хрю».)

− Что ответил поросенок? (Ответил: «Хрю-хрю».)

− Как отреагировала девочка на его ответ? (Она очень обрадовалась.)

− Что сказала при этом? (Девочка сказала: «Ну вот, наконец-то! научился!»)

− Как вы думаете, научился ли поросенок говорить? (Нет, поросенок говорить не научился.)

Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах.



Чтение отрывка из сказки С. Маршака «Усатый-полосатый».

Жила-была девочка.

Как ее звали?

Кто звал,

Тот и знал.

А вы не знаете,

Сколько ей было лет?

Сколько зим,

Столько лет, –

Сорока еще нет.

А всего четыре года.

И был у нее… Кто у нее был?

Весь полосатый.

Кто это такой? Котёнок…

…………………………….

Стала девочка учить котенка говорить:

– Котик, скажи: мя-чик.

А он говорит: мяу!

– скажи: ло-шадь.

А он горит: мяу!

– Скажи: э-лек-три-че-ство,

А он говорит: мяу-мяу!

Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котёнок!

Стала девочка котенка кормить.

Принесла овсяной кашки –

Отказался он от чашки.

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски.

Принесла кусочек сала.

Говорит котенок: – Мало!

Вот какой глупый котёнок!

С. Маршак

− Кто такой этот загадочный «усатый-полосатый»? Что вы узнали о девочке из стихотворения «Усатый-полосатый»? (Только то, что ей 4 года.)

− Каким словам она хотела научить котенка? (Мячик, лошадь, электричество.)

− Чего не учла девочка, обучая котенка? (Она не учла повадки котенка. Он спит не на постельке, а на стуле, любит не редиску, а сметанку, умывается не водой, а лапкой, не говорит, а мяукает.)

– Чем похожи два произведения?

IV. Итог урока.

– О чем не знала девочка из рассказа Л. Пантелеева? Чему научил ее автор? (Не требовать от других больше, чем они могут сделать.)

– «Выше головы не прыгнешь» – объясните эту поговорку.

Урок 15
Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»

Цели: расширить читательский кругозор, познакомить с Е. Чарушиным – писателем и художником; с помощью стихотворения А. Кушнера познакомить с жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина):

Небылицы

Я купил на птичьем рынке

Говорящего кота,

Но не знал еще, что будет

С ним сплошная маета.

Убежал мой кот из дома

И явился в детский сад.

Пел он песню «Чунга-чанга»

Тридцать три часа подряд.

II. Объявление темы урока.

− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?

− Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».

III. Работа по теме урока.

1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» (учителем или хорошо читающими учениками).

Работа по вопросам учебника.

Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.

− От чьего имени ведется рассказ? (Рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)

− Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)

− Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.)

Выборочный пересказ текста.

− Хочется ли вам завести дома птицу и научить ее говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.

− Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.

Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.

5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».

На доске: детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).

− Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?

− Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».

Выборочное чтение стихотворения.

Поделиться: