Аспекты общения воспитателя с детьми. Психолого-педагогический подход в общении с детьми

Профессиональная деятельность воспитателя невоз­можна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия пе­дагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообраз­ных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагоги­ческое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому разви­тию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от обще­ния с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении дошкольного возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных воз­можностей. Общение со взрослыми подготавливает появ­ление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной - ведущей в раннем возрасте - деятельности; внеситуативно-личностное общение - учеб­ной, ведущей в младшем школьном возрасте.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивиду­альные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуа­циях с детьми разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, исполь­зует ласковые формы обращения, к которым малыш при­вык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог про­являет и в работе с более старшими дошкольниками. Но здесь для создания оптимального характера взаимо­отношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости - разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разны­ми детьми - учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.



В процессе взаимодействия с детьми педагог исполь­зует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, кото­рые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответ­ствующую организацию совместной деятельности и т. д. Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указании в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управ­ляющему.

Наиболее эффективны в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воз­действия, прежде всего воздействия посредством игры, иг­рового общения.

«...На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошад­ках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выстав­ленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди - сначала девочки, потом мальчики. Вот очередь подошла и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,- в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и попоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя» (из мате­риалов Е. А. Панько).

Вступая в игровое общение, педагог получает возмож­ность экономным путем, без излишнего нажима, морали­зирования осуществлять руководство деятельностью де­тей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разре­шать конфликты.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Пра­вильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. Выявлено, что именно лично­стно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимо­понимании, в наибольшей степени способствует созданию атмосферы сотворчества.

Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на дошкольников бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость по­следнего в работе с дошкольниками была доказана в целом ряде исследований (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспита­теля с детьми дошкольного возраста. Интересы, склон­ности, способности, педагогическое отношение воспита­теля находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности вос­питателей детского сада. В настоящее время проводит­ся их изучение. Однако уже можно говорить о бесспор­ном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитив­ными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и само­воспитание такого стиля - одно из важных средств повы­шения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психо­логический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Литература

Крупская Н. К- Дети - наше будущее. М., 1975.

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1978.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллек­тив. Мн., 1975.

Буре Р. С, Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. 2-е изд., М., 1985.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. М., 1987.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия// Дошкольное воспитание. 1987. № 9. С. 35-37.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С. 39-43.

Кондратьева С. В. Учитель - ученик. М, 1984.

Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986.

Семушина Л. Определение профессиональных умение/Дошколь­ное воспитание. 1980. № 11. С. 61-65.

Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.

Вопросы для повторения

1. Какие требования предъявляются к личности советского воспита­теля?

2. Раскройте структуру деятельности воспитателя детского сада и охарактеризуйте каждый из ее компонентов.

3. Что такое педагогическое общение? Каковы условия его опти­мизации?

Практические задания

1. Пронаблюдайте за деятельностью воспитателя в процессе руко­водства им игрой дошкольников. Используя оценочные шкалы (см. шкалу № 1 в методических рекомендациях Е. А. Панько «Изуче­ние деятельности воспитателя детского дошкольного учрежде­ния». Мн., 1985), выявите уровень развития его профессиональных умений, необходимых для руководства игровой деятельностью дошколь­ников.

2. На основе контент-анализа характеристик детей и наблюдения за педагогической деятельностью воспитателя попытайтесь определить его уровень развития пониманий детей.

3. С помощью бесед, наблюдений за взаимодействием педагога с детьми, с их родителями выявите преобладающий тип отношения воспитателей к детям одной из групп детского сада, доминирующий стиль руководства каждого из педагогов. Отличаются ли они? Чем? Наметьте, в случае необходимости, пути, направленные на коррекцию стиля руководства воспитателей.

Характеристика опорного понятийного аппарата по теме

В социально-психологической литературе понятие общение определяется как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека.

По определению А. Леонтьева, педагогическое общение - взаимодействие педагога и воспитанников, направленная на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Общение включает в себя процессы перцепции (восприятия), коммуникации (обмена информации), интеракции (взаимодействия).

Профессиональное общение педагога - это процесс установления и развития контактов между субъектами социально-педагогического и психологического взаимодействия, вызванный личностно-профессиональными потребностями, включает обмен информацией и создания благоприятных условий для взаимодействия.

Следует учитывать особенности, эмоциональные механизмы в ситуациях длительного общения и общения впервые.

Суть и особенности общения впервые

На качество общения впервые влияют:

а) эффект ореола (гала-эффект, эффект первого впечатления). Первое впечатление о человеке складывается на основе впечатления от ее внешнего вида, манеры поведения, стиля одежды (встречают по одежке). Так, по данным исследований психологов, выбор партнера для танца на дискотеке зависит только от физических данных и внешней привлекательности, тогда как влияние внешнего вида на стабильность брака и семейные отношения является малозначительным. Если первое впечатление о человеке складывается негативным, возникает эстетический барьер в отношениях;

б) фактор преимущества - плацебо. Имеет место в ситуациях, когда убеждающее полностью сумеет идентифицировать себя с тем, кого убеждает, создав ситуацию абсолютного доверия клиента психологу или социальному педагогу. Может иметь место, когда клиенты, которым помог специалист, рекомендуют его для своих близких, друзей - людей, для которых такой клиент является очень убедительным и авторитетным. Недостатки фактора - преувеличение значения и роли педагога в образовательно-воспитательном процессе, в оказании помощи участникам педагогического процесса, что может формировать недооценке объектом собственных сил в работе над преодолением собственных проблем;

в) психологические барьеры (барьер темперамента, характера, негативных эмоций: гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда, плохого настроения; эстетический барьер, интеллектуальный, мотивационный, тезауруса (ценностей):

Эстетический барьер возникает вследствие негативного первого впечатления о человеке на основе внешней или физической непривлекательности. Исследования российских психологов (Л. Я. Гозман) показывают, что, начиная с четырехлетнего возраста, привлекательная внешность обеспечивает мальчикам и девочкам высокую популярность среди сверстников. Такая тенденция сохраняется до преклонного возраста. Как правило, людям с более привлекательной внешностью другие склонны приписывать положительные черты характера сравнению с менее привлекательными и непривлекательными. Л. Гозман описал эффект "иррадиации красоты": физическая привлекательность мужчины зависит от внешности женщины, в обществе которой он находится;

Интеллектуальный барьер возникает вследствие различий между правопівкульною и лівопівкульною принадлежности людей, их доминирующими каналами восприятия - визуальным, аудиальным, кінестетичним, теоретической и практической нацеленностью интеллекта. Американские психологи выделяют три типа интеллекта, различия между которыми могут формировать соответствующие интеллектуальные барьеры: вербальный - способность человека оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доведеннями; механический - способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов в практических ситуациях, способность быстро понимать принципы различных машинных операций; социальный - способность понимать других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций, что проявляется, прежде всего, в чувстве такта, умении добывать уважение среди других людей, создавать для них благоприятную атмосферу для отношений и взаимопонимания;

Мотивационный барьер возникает вследствие несоответствия интересов, потребностей, мотивов собеседников, что, соответственно, не способствуют взаимопониманию (не понимаю потому, что не хочу понимать, отсутствует любая личностная заинтересованность). Барьер, что является распространенный в профессиональной деятельности педагога, его просветительской деятельности, чтении лекций и т.п. Поэтому важно для снятия барьера в начале лекции, объявляя тему своего выступления, связать ее с повседневными потребностями слушателей. Однако не только отсутствие мотивации, но и ее избыток может мешать пониманию других людей. В психологии существует закон Єркса-Додсона, согласно которому активизация мотивации сначала приводит к росту эффективности деятельности, а затем - к ее стремительного спада. Важным для предотвращения возникновения мотивационных барьеров является учет мотивов аффилиации (нацеленность на сотрудничество, общение, дружбу с другими) и мотивов достижения (нацеленность на индивидуальный успех в деятельности) и их столкновения;

Моральные барьеры - наиболее сложные для понимания и преодоления, поскольку возникают вокруг аморальных поступков или качеств человека, которые, как правило, маскируются или аргументированно оправдываются.

Исследования показывают, что опасность возникновения морального барьера имеет место в отношении человека, который не нарушил моральных норм. ("Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета..." (острослов Шамфор).) Американский психолог Э. Аронсон экспериментально утверждал, что избыток положительных качеств у человека может способствовать снижению ее привлекательности в глазах других. Пониманию и положительной оценке качеств и достижений человека может мешать зависть других - существенная составляющая морального барьера. Именно поэтому в жизни получить признание незначительных достижений проще, чем значительных; - эмоциональные барьеры связаны с проявлением и пониманием эмоциональности людей. Выделяют барьеры отрицательных и положительных эмоций. Негативные эмоции гнева, страдания, отвращения, презрения, страха, стыда, плохого настроения затрудняют и тормозят общения. Исследования в области психологии пропаганды демонстрируют, что негативные эмоции значительно ослабляют способность человека полноценно воспринимать и правильно оценивать информацию. Именно поэтому не желательно в дискуссии эмоционально и категорически отвергать аргументы другой стороны, если имеет место плохое настроение. Важно не воспринимать безусловно информацию, которую говорят эмоционально неуравновешенные люди в возбужденном состоянии. Если собеседники находятся в плену негативных эмоций, возможны два полюса в их отношениях: взаимопонимание и недоброжелательное отношение (собственная недоброжелательность проецируется на собеседника, который затем воспринимается как человек, может совершить зло). Положительные эмоции способствуют позитивному восприятию других, повышают скорость мыслительных процессов, улучшают коммуникабельность человека. Человек в позитивном настроении выглядит привлекательнее. Однако положительные эмоции имеют и недостатки в восприятии других, в частности, снижают критичность к информации или источники информирования. (Например, влюбленную человека легко ввести в заблуждение тем человеком, в которого влюблены,- феномен розовых очков.)

Татьяна Богомолова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»

Семинар-практикум для педагогов

Тема : Стили педагогического общения

Цель : способствовать повышению психологической компетентности педагогов в рамках темы .

Задачи : рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми ; показать эффективность стилей общения , на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток педагогами ) .

Оборудование : по числу присутствующих : ножницы, три листа цветной бумаги (разные цвета, карандаш.

Ход работы:

Организационный момент

Теоретическая часть :

Выступление с докладом социального педагога

Выступление с докладом педагога-психолога .

Практическая часть :

-

Обсуждение, подведение итогов.

Уважаемы коллеги!

Как нам всем известно, в общении складывается важная система взаимоотношений между людьми, которая способствует эффективности общения .

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых , содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом , входит организация продуктивного общения , предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми , чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения .

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и детей . В стиле общения находят выражение :

Особенности коммуникативных возможностей педагога ;

Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников ;

Творческая индивидуальность педагога ;

Особенности детского коллектива коллектива.

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

В наши дни выделяют много стилей общения , но остановимся на основных : авторитарный, попустительский и демократический стили педагогического общения .

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что педагог часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания детям. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются педагогом поэтапно . Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию воспитанников, поскольку дети не знают, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль могут свидетельствовать о неуверенности педагога в позитивные возможности детей. Во всяком случае, в его глазах дети характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом , как проявление нежелательного самоволия. Детям не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу. Иногда авторитарный педагог позволяет детям участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает взрослый в соответствии со своими установками.

2. Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля по сути дела является самоустранение педагога из воспитательно-образовательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты деятельности детей при данном стиле общения - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что дети не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства педагог стремится , как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

3. Демократический

Главной особенностью демократического стиля является то , что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях с педагогом и между детьми . Если при авторитарном стиле между членами группы царила «вражда» , особенно заметная на фоне «покорности» руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении дети не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива педагог старается занять позицию «первого среди равных» , вникает в их личные дела и проблемы. Дети обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует педагог .

«Занятие по изготовлению салфеток»

Цель : «проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.

Материал : каждому участнику по 3 листа бумаги, ножницы.

Педагогам предлагают «поиграть» в роль детей подготовительной группы на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия.

Инструкция № 1

Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чем его не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно! Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать.

2. Сложите квадрат пополам.

10. Согните его по диагонали.

11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом, к правой руке и согните его пополам. На правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.

Не разговаривайте. Подпишите салфетку № 1.

Инструкция № 2

Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Сейчас вы можете общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.

1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.

2. Сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.

3. Сделайте из квадрата большой треугольник.

4. Из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.

5. Держите прямой угол треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол и нижний левый немного (1см*1см) .

6. Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.

7. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.

8. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.

9. Держать этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 см.

10. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг (диаметром 4 см, но ближе к верхнему углу треугольника.

Подпишите салфетку № 2.

Инструкция № 3

Дети, вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Мы сделаем салфетку. Вы будете очень внимательны, но если вам будет что-то непонятно или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить, правильно ли вы сделаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать все правильно.

1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.

2. Сложите квадрат пополам.

3. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.

4. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.

5. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.

6. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.

7. Проделайте то же самое с правым углом.

8. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.

9. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.

10. Согните его по диагонали.

11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.

Анализ игры (рефлексия) :

После окончания третьей серии занятия проводится обсуждение результатов деятельности.

1. Оценивается правильность узора салфетки, проводится сравнение количества успешной работы по всем трем сериям. (как правило, наименьшее количество правильных работ в первой серии; удвоенность ошибок при совместной деятельности во второй серии. В третьей серии – самый высокий процент правильных работ). Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом .

2. Контакт со сверстниками не всегда был продуктивным, наблюдалось. Удвоение ошибочных работ.

3. В поведенческом репертуаре участников игры наблюдались аналогичные детские формы поведения : в авторитарном режиме взаимодействия обучающихся и обучающего была скованность, нежелание показывать всем свою работу.

Через данную игру можно почувствовать состояние ребенка в условиях учебных занятий.

Таким образом, стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Сегодня мы с вами убедились, что наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений сотрудничества взрослого с ребенком.

Богомолова (Ермакова) Т. С.

общение коммуникация личность самооценка

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в "зоне ближайшего развития", воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми Разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости - разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми - учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.

На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди - сначала девочки, потом мальчики. Вот подошла очередь и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. "Это моя лошадка, я буду кататься на ней",- в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. "Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и напоим, и она вас снова будет катать". Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя.

Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля - одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный , основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой , опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий , предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный , когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий , опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий , основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели - один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете - я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

Значение баллов:

25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;

10-19 баллов - выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Поделиться: